Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зеленогорская средняя общеобразовательная школа»
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ
для 10 класса
на 68 часов
Программа составлена на основе
Примерной программы среднего (полного)
общего образования по истории
(базовый уровень) Министерства образования РФ
РАССМОТРЕНА на заседании районного методического объединения учителей истории и обществознания протокол № от « » августа 20 г.
|
Разработана: Конашковым Р.В..
|
УТВЕРЖДЕНА педагогическим советом протокол № 1 от « » августа 20 г., приказ № от «01» сентября 20 г. Директор школы ____________ Р.В. Конашков
|
|
п. Зеленогорский
Тематическое планирование курса истории 10 класс базовый уровень (68 час.)
№ раздела, темы |
Название раздела, темы |
Всего часов на изучение раздела, темы |
Кол-во часов на организа-цию конт-роля (конт-рольные работы, зачеты, тесты) |
I. |
Раздел 1. Меняющийся облик мира: опыт осмысления |
6 |
|
II. |
Раздел II. Человечество на заре своей истории |
9 |
|
III. |
Раздел III. Русь, Европа и Азия в средние века |
21 |
1 |
Раздел IV. Новое время: эпоха европейского господства |
31 |
1 |
|
V. |
Итоговое повторение |
1 |
|
|
Итого |
68 |
2 |
|
|
68 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела, темы |
Название раздела, темы |
Всего часов на изучение раздела, темы |
Кол-во часов на организацию контроля (контрольные работы, зачеты, тесты) |
VI. |
Раздел 1. Меняющийся облик мира: опыт осмысления |
6 |
|
VII. |
Раздел II. Человечество на заре своей истории |
9 |
|
VIII. |
Раздел III. Русь, Европа и Азия в средние века |
21 |
1 |
IX. |
Раздел IV. Новое время: эпоха европейского господства |
31 |
1 |
X. |
Итоговое повторение |
1 |
|
|
Итого |
68 |
2 |
|
|
68 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа изучения истории на базовом уровне в соответствии с учебным планом школы в 10 классе рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Предполагается интегрированное изучение курса всеобщей истории и истории России. Планирование составлено таким образом, что на изучение курса всеобщей истории отводится 32 часа, а истории России – 36 часов. Данное распределение часов полностью соответствует Примерной программе, где предусматривается не менее 36 часов на изучение истории России и не менее 24 часов на изучение всеобщей история с учетом 10 часов резерва учебного времени.
Для реализации Рабочей программы используется учебник (Загладин Н.В., Симония Н.А. История. История России и мира с древнейших времен до конца XIXвека: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: 2007)
Основными задачами курса являются:
- систематизация и закрепления имевшихся ранее знаний и полученных в ходе изучения данного курса исторических знаний;
- формирование у школьников исторического мышления, понимание причинно-следственных связей, умение оперировать основными научными понятиями;
- осознание учащимися места России в истории человечества и в современном мировом сообществе;
- воспитание у старшеклассников гуманистического видения мира, неприятие всех проявлений дискриминации;
В программе предусмотрено использование средств информационно-компьютерных технологий, которые позволяет учащимся представить сообщения и доклады в форме электронной презентации, помогает самостоятельно находить и истолковывать факты и события, используя Интернет, выстраивать свою версию событий, анализировать различные исторические источники (в том числе аудио и видеоматериалы).
Формы контроля знаний:
- текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым вопросам, проблемам, ответы у доски, рецензирование сообщений учащихся);
- тематический контроль (тестовые задания в форме ЕГЭ, зачеты);
- обобщающий контроль в форме сообщений, устных и письменных докладов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- Загладин Н.В., Симония Н.А. История. История России и мира с древнейших времен до конца XIXвека: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: 2007.
- Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. – М., 1987.
- Горский А.А. Москва и Орда М., - 2005.
- Гумилев Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории – М.,1992.
- История России. В 3-х т. Т. 3 / Под. ред. А. Сахарова. М., 2000.
- Загладин Н.В., Симония Н.А. История. История России и мира с древнейших времен до конца XIXвека: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: 2007.
- Гутнова Е.В. Историография средних веков. – М., 1985
- Тойнби А.Дж. Постижение истории. – М., 1975.
- История России в вопросах, задачах, графике. М., 1993
- История в таблицах 5-11 кл. Степанищев А.Т. М., 1999
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе М., 1999
- Методический журнал «Преподавание истории в школе»
- Степанищев В.Г Методический справочник учители истории.- М., 2001
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Основное СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
История как наука (не менее 2 ч)
История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации[1].
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Древнейшая история человечества (не менее 2 ч)
Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.
Цивилизации Древнего мира и Средневековья (не менее 10 ч)
Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.
Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.
Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.
Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.
Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.
Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.
Новое время: эпоха модернизации (не менее 10 ч)
Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.
Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.
Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.
Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени.
Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
Поурочное планирование истории в 10 классе 2017-2018 уч. год
(всеобщая история 34 часа и история России 34 часов)
Раздел программы, тема |
Кол-во часов |
№ урока в РП |
№ урока в разделе |
Дата проведе- ния урока |
Темы уроков |
|
всего |
из них – контрольных работ |
|||||
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 34 часа |
||||||
Введение |
1 |
|
1 |
1 |
|
Введение. |
|
6 |
|
2 3 4 5 6 7
|
1 2 3 4 5 6
|
|
Введение в курс истории 10 класса. Периодизация Этапы развития исторического знания Закономерности и случайности в жизни народов Проблемы периодизации всемирной истории Особенности становления и развития российской цивилизации Источники по истории Отечества. Проблемы периодизации истории России |
II. Человечество на заре своей истории |
9 |
|
8 9 10 11 12 13 14 15 16 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
|
У истоков рода человеческого Неолитическая революция Деспотии Востока Расширение ареала цивилизации Города-государства Греции и Италии Борьба за господство над Средиземноморьем Возвышение Рима Наступление «варваров» в Евразии Закат Римской империи |
III. Русь, Европа и Азия в средние века |
21 |
|
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 |
|
Раннефеодальные империи в Европе и их распад Экспансия ислама Славянские земли в IV-IX вв. Славянские земли в IV-IX вв. Византия и Русь Византия и Русь Феодальная раздробленность на Руси Феодальная раздробленность на Руси Западная Европа в XI-XIII вв. Крестовые походы на Русь Монгольские завоевания в Азии и русские земли Образование централизованных государств в Западной Европе Объединение русских земель вокруг Москвы Объединение русских земель вокруг Москвы Объединение русских земель вокруг Москвы Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки Западная Европа: новый этап развития Абсолютизм в Западной Европе и России Смутное время в России и Тридцатилетняя война Смутное время в России и Тридцатилетняя война Государства Азии в позднем Средневековье Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь, Европа и Азия в средние века» |
IV. Новое время: эпоха европейского господства |
31 |
1 |
38
39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55
56 57 58 59 60 61
62 63 64
65 66 67 68 |
1
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24
25 26 27
28 29 30 31 |
1 |
Кризис сословного строя в Европе. Буржуазная революция в Англии (1640-1660) Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм Россия: становление великой державы Россия: становление великой державы Россия и Европа во второй половине XVIII в. Россия и Европа во второй половине XVIII в. Промышленный переворот в Англии и его последствия Мир Востока в XVIII веке: наступление колониальной системы Война за независимость в Северной Америке Великая французская революция и ее последствия для Европы Наполеоновские войны. Отечественная война 1812 г. Наполеоновские войны. Отечественная война 1812 г. Реакция и революции в Европе 1820-1840-х гг. Россия в первой половине XIX века. Крымская война Россия в первой половине XIX века. Крымская война Россия в первой половине XIX века. Крымская война Европа: облик и противоречия промышленной эпохи Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока Воссоединение Италии и объединение Германии Страны Западного полушария в XIX веке Незавершенность преобразований в России: опыт и особенности Незавершенность преобразований в России: опыт и особенности Незавершенность преобразований в России: опыт и особенности Завершение колониального раздела мира. Покорение народов Африки Россия – многонациональная империя Россия – многонациональная империя Общественно-политическое развитие стран Западной Европы и России во второй половине XIX века Выдающиеся деятели российской истории Наука и искусство России в XVIII – XIX вв. Итоговый тест. Наука и искусство в XVIII – XIX вв. Повторительно-обобщающий урок по теме «Новое время: эпоха европейского господства» |
ИТОГО: |
68 |
3 |
68 |
|
|
|
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
Поделиться с друзьями: