Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зеленогорская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса История
для обучающихся 11 класса
на 68 часов
Рабочая программа составлена на основе
Примерной программы среднего (полного) общего образования
по истории на базовом уровне
Рабочая программа рассмотрена на заседании районного методического объединения учителей истории и обществознания протокол № от « » августа 20 г.
|
Разработана: Конашковым Р.В.
|
Рабочая программа утверждена педагогическим советом протокол № от « » августа 20 г. Директор школы ____________ Р.В. Конашков
|
|
п. Зеленогорский
Поурочное планирование курса История 11 класс базовый уровень
№ урока |
Раздел программы, тема |
Кол-во часов |
Темы уроков |
|
всего
|
из них - контроль |
|||
I.Тенденции мирового развития на рубеже XIX – XX вв. |
9 |
1 |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
II.Державное соперничество в начале ХХ в. Россия в годы Первой миро-вой войны |
6 |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
III. Развитие индустриаль-ных стран в 1920-1930-е гг. |
7 |
1 |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
IV. СССР в системе меж-дународных отношений. 1920-1940-е гг. |
5 |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
V.Советский Союз в Вели-кой Отечест-венной войне и страны Запада |
8 |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
VI. Духовная жизнь, разви-тие отечествен-ной и мировой культуры в пе-рвой пол. ХХ в. |
3 |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||
VII.СССР и мировой разви-тие в период «холодной войны» |
13 |
1 |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
VIII.Ускорение научно-технического развития и его итоги |
3 |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||
IX.Модернизационные про-цессы в мире конца ХХ в. От СССР к Рос-сийской Феде-рации |
11 |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
X.Особенности духовной жиз-ни второй пол. ХХ в. |
3 |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||
Итоговое обобщение |
1 |
3 |
4. Заключение. Особенности истории ХХ века. |
|
ИТОГО |
68 |
|
* Курсивом выделены темы по истории России
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа изучения истории в 11 классе по базисному учебному плану и в соответствии с учебным планом Зеленогорской школы рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Предполагается интегрированное изучение курса всеобщей истории и истории России. Планирование составлено таким образом, что на изучение курса всеобщей истории отводится 28 часов, а истории России – 40 часов. Данное распределение часов полностью соответствует Примерной программе, где предусматривается не менее 36 часов на изучение истории России и не менее 24 часов на изучение всеобщая история с учетом 10 часов резерва учебного времени.
Для реализации Рабочей программы используется учебник (Загладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира в XX – в начале ХХI века. 11 класс.– М.: 2007. – 480 с.)
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории..
В программе предусмотрено использование средств информационно-компьютерных технологий (Электронные пособия «От Кремля до Рейхстага. 1941-1945», «Битва за Москву», Электронные презентации.), которые позволяют учащимся представить сообщения и доклады в форме электронной презентации, помогает самостоятельно находить и истолковывать факты и события, используя Интернет, выстраивать свою версию событий, анализировать различные исторические источники.
Специфика изучения предмета «История» не предполагает использование отдельных уроков для практических занятий и лабораторных работ. Контроль знаний учащихся осуществляется в рамках обозначенных тем урока. Формы контроля:
- текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым вопросам, проблемам, ответы у доски, рецензирование сообщений учащихся);
- тематический контроль (тестовые задания в форме ЕГЭ, зачеты);
- обобщающий контроль в форме сообщений, устных и письменных докладов.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела, темы |
Название раздела, темы |
Всего часов на изучение раздела, темы |
Кол-во часов на организацию контроля в рамках комбинированных уроков |
|
Часть 1 Россия и мир в 1900-1945 гг. |
38 |
|
I. |
Глава 1. Тенденции мирового развития на рубеже XIX – XX вв. |
9 |
|
II. |
Глава 2. Державное соперничество в начале ХХ в. Россия в годы Первой мировой войны |
6 |
|
III. |
Глава 3. Развитие индустриальных стран в 1920-1930-е гг. |
7 |
1 |
IV. |
Глава 4. СССР в системе международных отношений.1920-1940-е гг. |
5 |
|
V. |
Глава 5. Советский Союз в Великой Отечественной войне и страны Запада |
8 |
1 |
VI. |
Глава 6. Духовная жизнь, развитие отечественной и мировой культуры в первой половине ХХ в. |
3 |
|
|
Часть II.СССР – Россия в мире второй половины ХХ в. |
30 |
|
VII. |
Глава 7. СССР и мировой развитие в период «холодной войны» |
13 |
|
VIII. |
Глава 8. Ускорение научно-технического развития и его итоги |
3 |
|
IX. |
Глава 9. Модернизационные процессы в мире конца ХХ в. От СССР к Российской Федерации |
10 |
1 |
X. |
Глава 10.Особенности духовной жизни второй половины ХХ в. |
3 |
|
|
Итого |
68 |
3 |
|
|
68 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества
Основные направления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно-технической революции ХХ в. Монополистический капитализм и противоречия его развития. Переход к смешанной экономике в середине ХХ в. «Государство благосостояния». Изменение социальной структуры индустриального общества. «Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х гг. Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Формирование социального правового государства. Изменение принципов конституционного строительства. Демократизация общественно-политической жизни. Протестные формы общественных движений. «Новые левые». Молодежное, антивоенное, экологическое, феминисткое движения. Проблема политического терроризма. Предпосылки системного (экономического, социально-психологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг.
Модели ускоренной модернизации в ХХ в.: дискуссии о «догоняющем развитии» и «особом пути Политическая идеология тоталитарного типа.Фашизм. Национал-социализм. Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов, их политики в области государственно-правового строительства, социальных и экономических отношений, культуры. Формирование и развитие мировой системы социализма. Тоталитарные и авторитарные черты «реального социализма». Попытки демократизации социалистического строя.
«Новые индустриальные страны» (НИС) Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: экономические реформы, авторитаризм и демократия в политической жизни. Основные этапы развития системы международных отношений в последней трети XIX – середине ХХ вв. Мировые войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические причины и последствия. Складывание международно-правовой системы. Лига наций и ООН. Развертывание интеграционных процессов в Европе. «Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны». Духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Модернизм – изменение мировоззренческих и эстетических основ художественного творчества. Реализм в художественном творчестве ХХ в. Феномен контркультуры. Нарастание технократизма и иррационализма в массовом сознании.
Человечество на этапе перехода к информационному обществу
Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция конца ХХ в. Становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе. Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Система международных отношений на рубеже XX-XXI вв. Распад «биполярной» модели международных отношений и становление новой структуры миропорядка. Европейский Союз. Кризис международно-правовой системы и проблема национального суверенитета. Особенности развития политической идеологии и представительной демократии на рубеже XX-XXI вв.. Мировоззренческие основы «неоконсервативной революции». Современная социал-демократическая и либеральная идеология. Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.
Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира.. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.
Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIX-XX вв. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Общественно-политический кризис накануне. Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса.
Революция 1917 г. и Гражданская война в России
Революция 1917 г. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. «Революционное оборончество» – сторонники и противники. Кризис власти. Маргинализация общества. Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России.
Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Причины поражения белого движени. Переход к новой экономической политике.
Советское общество в 1922-1941 гг.
Образование СССР. Полемика о принципах национально-государственного строительства. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития.
Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации. Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии.
Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х – 1930-х гг. Утверждение метода социалистического реализма. Задачи и итоги «культурной революции». Создание советской системы образования. Наука в СССР в 1920-1930-е гг.
Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Дипломатическое признание СССР. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. Советско-германские отношения в 1939-1940 гг. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза.
Советский Союз в годы Великой Отечественной войны
Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.
Мобилизация страны на войну. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Идеология и культура в военные годы. Русская Православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу.
СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.
СССР в первые послевоенные десятилетия
Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР.
Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления.
Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х – начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение.
Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.
СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг.
Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг.
СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х – начала 1980-х гг. Советский Союз и политические кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва. Афганская война и ее последствия.
Советская культура середины 1960-х - начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции.
Советское общество в 1985-1991 гг.
Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.
Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Причины роста напряженности в межэтнических отношениях. Декларации о суверенитете союзных республик. Августовские события 1991 г. Причины распада СССР.
«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. Распад мировой социалистической системы.
Российская Федерация (1991-2003 гг.)
Становление новой российской государственности. Политический кризис сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и движений.
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. «Шоковая терапия». Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Изменение в расстановке социально-политических сил. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004 г.
Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом.
Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Особенности современного развития художественной культуры.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- Загладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира в XX – в начале ХХI века. 11 класс.– М.: 2007. – 480 с.)
- Барсенков А. С. Введение в современную российскую историю. 1985-1991. Учебное пособие. М., 2002.
- Вдовин А.И. русские в ХХ веке. – М., 2004.
- Внешняя политика России от Ельцина к Путину. – М., 2002.
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе М., 2003
- История. России с древнейших времен до начала ХХ1 века / Под ред. Акад. РАН Л.В. Милова. В 3 т. – М., 2006.
- Кожинов В. Россия. Век XX. В 3-х ч. М., 2002.
- Медведев Р.А. Владимир Путин: четыре года в Кремле. - М., 2004.
- Методический журнал «Преподавание истории в школе»
- Новейшая история России. Учебное пособие. М., 2004.
- Перегудов С.П. Корпорация, общество, государство: эволюция отношений. – М., 2003.
- Российская Федерация - Россия. Справочник. М., 1995-2003
- Россия: вызовы времени и пути реформирования. М., 1998.
- Уткин А.И. Мировой порядок ХХ1 века. – М., 2001.
- Эпоха Ельцина: Очерки политической истории. – М., 2001.
Дидактический материал
- История России в вопросах, задачах, графике. М., 1993
- История в таблицах 5-11 кл. Степанищев А.Т. М., 1999
- Тесты по истории в форме ЕГЭ
Оборудование и приборы
- Компьютер
- ИД
- Карта мира
- Электронные исторические карты на диске «1C: Школа. История. 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ».
- CD-Rom «История искусства».
- «Шедевры русского живописи».
Поделиться с друзьями: