+7 9049939604
konashkov.85@mail.ru
652449, Кемеровская область, Крапивинский район, пгт Зеленогорский, ул. Центральная, д.29
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ  В НАЧАЛЕ XX в.
Сайт учителя истории МБОУ "Зеленогорская СОШ" Конашкова Р. В.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В НАЧАЛЕ XX в.

Цель урока: сформировать представление об особенностях экономического развития Российской империи в начале XX в., связанных со спецификой российского типа модернизации.

      Основные знания: причины и формы проявления государственного вмешательства в экономику; влияние иностранного капитала на развитие российской промышленности; особенности российского монополистического капитализма; роль докапиталистических форм производства в российской экономике; особенности развития сельского хозяйства в начале XX в.; причины, обусловливающие низкую рентабельность сельскохозяйственного производства.

      Основные понятия: многоукладная экономика; монополистический капитализм.

      Оборудование урока: карта «Экономическое развитие России в начале XX в.»; рабочая тетрадь (вып. 1, § 2).

      Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно предложить отдельным учащимся выполнить задание 7 из рабочей тетради (вып. 1, с. 6), а также провести проверочное тестирование.

  1. 

Российская армия была по численности самой большой в мире, так как (выберите правильный ответ):
а) Россия стремилась к новым территориальным захватам;
б) России постоянно угрожали соседние народы;
в) в силу уязвимого геостратегического положения страны.

  2.

В Российской империи в начале XX в. доля промышленности в общем объеме национального дохода составляла:
а) 28%; б) 51%; в) 9%.

  3.

Какой процент российского населения в начале XX в. проживал в городах?
а) 40%; б) 25%; в) 18%.

  4. 

В каких из перечисленных ниже городов число жителей в начале XX в. превысило 1 млн человек (возможно несколько вариантов ответа)?
а) Петербург; б) Москва; в) Киев; г) Одесса.

      Подводя итог ответам учащихся, учитель делает вывод о том, что Россия представляла собой среднеразвитую аграрно-промышленную страну, обладающую значительным экономическим потенциалом. При этом ее экономическое развитие имело целый ряд особенностей, о которых и пойдет речь на уроке.

План изучения нового материала

      1. Роль государства в экономике России. 2. Влияние иностранного капитала на развитие российской промышленности. 3. Особенности российского монополистического капитализма. 4. Роль докапиталистических форм производства в российской экономике. 5. Особенности развития сельского хозяйства в начале XX в. 6. Многоукладный характер российской экономики.

      1. Учитель дает классу задание прочитать первый раздел § 2 и ответить на вопросы: почему российское государство активно вмешивалось в экономику? Что включал в себя государственный сектор экономики? В чем была специфика государственных предприятий (чем они отличались от предприятий, принадлежавших частнымлицам)? В чем отрицательные и положительные стороны активного вмешательства государства в экономику страны?

      2. Далее учитель говорит, что еще одной особенностью экономического развития России является широкое привлечение иностранного капитала. Как вы думаете, в чем причины этого явления? Выслушав предположения учащихся, учитель суммирует все ответы и рассказывает о том, в каких формах и в какие отрасли шло проникновение в Россию иностранного капитала. Затем он сообщает, что активным сторонником привлечения в страну иностранного капитала был министр финансов С. Ю. Витте. Но у этой идеи было и много противников. Учащимся предлагается прочитать документ, помещенный в конце параграфа, и ответить на вопросы: какие доводы выдвигали противники привлечения иностранного капитала? Какие контрдоводы выдвигал С. Ю. Витте? Какая из этих точек зрения кажется вам наиболее предпочтительной?

      3. Раскрытие данной проблемы целесообразно начать с повторения материала по новой истории, ответив на вопросы: какие новые черты в экономике стран Запада появились в конце XIX — начале XX в.? Что такое монополия? Чем монополистическая стадия капитализма отличалась от его классического образца?

      Затем учитель рассказывает о появлении в России первых монополистических объединений, объясняет особенности российского монополистического и финансового капитализма.

      В классах с более подготовленным составом учащихся данная проблема может быть рассмотрена путем выполнения задания 1 из рабочей тетради (вып. 1, с. 6—7).

      4. Подводя итог первой части урока, учитель замечает, что речь до сих пор шла лишь об одном из секторов российской экономики, который хоть и определял лицо российской модернизации, но не являлся ведущим. Далее он предлагает прочитать раздел «Кустарная Россия» в § 2 и ответить на вопрос 5 в конце параграфа.

      5. Проблема специфики развития сельского хозяйства объясняется учителем, исходя из текста учебника. При этом учащимся предлагается по ходу объяснения выделить и записать в тетрадях характерные особенности развития сельского хозяйства России в начале XX в. Для облегчения выполнения данного задания в объяснении учителя должны быть четко выделены ключевые фразы: «оскудение центра» — понижение уровня товарности крестьянских хозяйств в центральных губерниях России; неэффективное использование помещичьей земли; крестьянское малоземелье; аграрное перенаселение; преобладание общинного землевладения.

      Рассказ об общинном землевладении можно проиллюстрировать выдержкой из официального отчета по итогам работы Землеустроительных Комиссий с 1907 по 1911 г., помещенной в хрестоматии.

      6. Заключительная часть урока должна быть посвящена проблеме многоукладности российской экономики. Учитель подводит итог общему состоянию российской экономики и говорит о том, что часть современных историков характеризуют Россию начала XX в. как страну с многоукладной экономикой. Далее он объясняет термин «экономический уклад». В классах с более подготовленным составом учитель может предложить учащимся самим определить, какие уклады существовали в российской экономике и какое место они в ней занимали. Затем учитель делает общий вывод о неравномерности развития российской экономики и необходимости модернизации ее сельскохозяйственного сектора.