Цель урока: уяснить, что правительство Александра III проводило активные экономические реформы, направленные на стабилизацию финансовой системы и ускоренное развитие промышленного производства; показать новые явления в развитии сельского хозяйства; определить причины относительной отсталости сельскохозяйственного производства.
План урока: 1. Деятельность Н. Х. Бунге. 2. Экономическая политика И. А. Вышнеградского. 3. «Золотое десятилетие» русской промышленности. 4. Развитие сельского хозяйства.
Основные знания: сущность экономической политики Александра III; основные направления экономической политики Н. Х. Бунге; основные направления экономической политики И. А. Вышнеградского; экономическая программа С. Ю. Витте; сущность денежной реформы 1897 г.; новые явления в развитии промышленности; новые черты в железнодорожной политике; новые черты в развитии сельского хозяйства; причины отставания сельскохозяйственного производства.
Основные понятия: протекционизм; таможенный тариф; косвенные налоги; акцизные сборы; государственная монополия; винная монополия; биржевая торговля; предприятия «новой формации»; акция.
Основные даты: 1881—1887 гг. — деятельность на посту министра финансов Н. Х. Бунге; 1888—1892 гг. — деятельность на посту министра финансов И. А. Вышнеградского; 1892—1903 гг. — деятельность на посту министра финансов С. Ю. Витте; 1897 г. — денежная реформа.
Персоналии: Н. Х. Бунге; И. А. Вышнеградский; С. Ю. Витте.
Литература для учителя: Кузьмичев А. Д., Шапкин И. Н.Отечественное предпринимательство: Очерки истории. — М., 1995.
Методические приемы организации урока
Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно также провести индивидуальное проверочное тестирование.
Закон от 28 декабря 1881 г.:
а) запрещал отработочную систему; б) отменял выкупные платежи; в) прекращал временнообязанное состояние крестьян.
Закон, ограничивающий возможность выхода крестьян из общины, был принят в:
а) 1893 г.; б) 1885 г.; в) 1887 г.
Первые «фабричные законы», ограничивавшие эксплуатацию взрослых рабочих, были изданы:
а) в 1882 г.; б) в 1885 г.; в) в 1891 г.
В 1886 г. под непосредственным влиянием рабочих выступлений был издан закон о взаимоотношениях предпринимателей с рабочими. Этот закон:
а) вводил 8-часовой рабочий день; б) ограничивал размер штрафов; в) вводил фабричную инспекцию.
После чего был отправлен в отставку министр внутренних дел Н. П. Игнатьев:
а) после предоставления императору проекта о созыве Земского собора; б) после предложения ввести в России конституцию; в) после покушения на императора?
Земские начальники — это:
а) руководители земских собраний; б) руководители земских управ; в) назначаемые министром внутренних дел чиновники, осуществляющие административный контроль.
По закону о земских участковых начальниках им вменялось в обязанность:
а) следить за исполнением приговоров мирового судьи; б) контролировать крестьянское самоуправление; в) контролировать работу земских учреждений.
Временные правила о печати 1882 г.:
а) временно отменяли цензурный контроль; б) существенно смягчали цензурную политику правительства; в) устанавливали жесткий административный контроль за периодическими изданиями.
Так называемый циркуляр «о кухаркиных детях» 1887 г.:
а) запрещал принимать в гимназии детей низших социальных слоев; б) предписывал открывать в городах детские приюты; в) разрешал принимать в гимназии и университеты детей всех сословий.
Какие изменения произошли в области народного образования при Александре III:
а) упразднена университетская автономия; б) увеличены государственные ассигнования на университетские нужды; в) созданы специальные высшие учебные заведения для женщин?
Какие ограничения существовали для еврейского населения:
а) запрещалось заниматься торговой деятельностью; б) запрещалось заниматься адвокатской деятельностью; в) ограничивалось поступление в высшие учебные заведения; г) проживание ограничивалось «чертой оседлости»; д) запрещалось открывать синагоги; е) запрещалось выезжать за границу?
1. Учитель начинает свой рассказ с краткой характеристики экономической политики Александра III. Затем он спрашивает: как вы думаете, почему Александр III проводил активную экономическую политику? Почему в отличие от политической сферы ключевые экономические должности в его правительстве занимали крупнейшие реформаторы? Подведя итог ответам учащихся, учитель рассказывает о деятельности Н. Х. Бунге. При этом необходимо организовать работу с понятиями «косвенные налоги» и «акцизные сборы». В ходе рассказа учителя учащиеся начинают заполнение таблицы (задание 2 § 31 в рабочей тетради).
2. Второй вопрос учитель также излагает сам, предварительно поставив перед учащимися проблему: каковы общие черты и различия экономических программ Н. Х. Бунге и И. А. Вышнеградского. В ходе рассказа учителя учащиеся продолжают заполнение таблицы (задание 2 § 31 в рабочей тетради).
3. Изучение третьего вопроса целесообразно провести, сочетая различные методы: постановку проблемного задания, объяснение учителя, работу с картой, работу с документом, заполнение таблицы (задание 2 § 31 в рабочей тетради). Перед объяснением нового материала учитель ставит проблемное задание: определить новые черты в развитии промышленности России в 90-е гг. XIX в. (записав в тетрадь). Переходя к проблеме железнодорожного строительства, целесообразно предложить учащимся прочитать документ к § 31 и ответить на вопросы к нему.
4. Проблему развития сельского хозяйства можно предложить учащимся изучить самостоятельно путем чтения соответствующего раздела учебника и составления развернутого плана с одновременным выполнением заданий 5 и 6 в рабочей тетради.
Поделиться с друзьями: