+7 9049939604
konashkov.85@mail.ru
652449, Кемеровская область, Крапивинский район, пгт Зеленогорский, ул. Центральная, д.29
ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ РУСЬ.
Сайт учителя истории МБОУ "Зеленогорская СОШ" Конашкова Р. В.

ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ РУСЬ.

Цели урока: показать особенности развития Новгородской земли и Владимиро-Суздальской Руси.

      Основные понятия: аристократия, республика, посадник, тысяцкий, дворянство.

      Оборудование урока:

      1. Настенная карта «Русь в XII — начале XIII в.».

      2. Таблицы с датами.

      3. Аудиокассета или пластинка с записью «Богатырской симфонии» А. П. Бородина.

      4. Схема «Управление Новгородской республикой».

ХОД УРОКА

      Повторение пройденного материала и проверка знаний учащихся проводятся по следующему плану:

      1. Первый ряд получает задание 5 рабочей тетради (с. 35). С остальными учащимися проводится повторительная беседа по проблеме: «Действительно ли процесс распада Руси был закономерным процессом?» В ходе беседы следует обратить внимание на причины раздробленности, закономерность этого этапа развития государства.

      2. Затем проверяется работа учащихся первого ряда с участием всего класса.

      План изучения нового материала:

      I. Новгородская земля.

      II. Особенности управления и развития Новгорода.

      III. Северо-Восточная Русь.

      IV. Возникновение Москвы.

      V. Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо.

      I. Новгородская земля.

      Изучение нового материала по возможности советуем начать с прослушивания отрывка из «Богатырской симфонии» А. Бородина (1-я часть). Эмоциональный настрой учащихся поможет также создать отрывок из стихотворения С. Наровчатова «Василий Буслаев»:

Старовечный и вечно новый
Над рекой поднимается город,
А по стенам ходят дозором
Больше сотни сильных и рослых.
Иноземец пытливым взором
Не сочтет их кафтанов пестрых…
Горд он колоколом недремным,

Медь гремит его гулко и веще.
Часто скопищем светлым и темным
Вкруг него собирается вече.
Горд торговыми город рядами.
Ой, богато живут новгородцы!
Завалили лавки дарами
Иноверцы да иногородцы.

      Учитель предупреждает учащихся, что в конце урока они должны будут определить особенности развития Новгорода и объяснить, почему современники называли Новгород Великим.

      Продолжая формировать навыки самостоятельной работы школьников, преподаватель просит их по первому вопросу определить географическое положение Новгорода по карте учебника и выполнить задание 2 (первая часть) на с. 37 рабочей тетради. Затем учитель рассказывает о раскопках на территории Новгорода и вместе с учащимися рассуждает о развитии торговли в Новгороде по иллюстрациям учебника.

      В качестве дополнительного материала можно использовать стихотворение (целиком или фрагментарно) И. З. Сурикова «Садко в Новгороде»:

                        1
На святой Руси, в Новегороде,
Жил богатый гость, звали Садкою;
Прежде Садко был бедняком-бедняк,
А потом казну мерил кадкою.
Где же Садко так разжился казной,
Отчего же так Садко стал богат?..
Садко был гусляр, на пирах играл;
Садке грош дадут — Садко грошу
                                           рад.
Раз он ходит день — не зовут
                                           играть,
Ходит он другой — хоть бы кто
                                           позвал,
И на третий день Садке зову нет,
На четвертый день Садко
                                           грустен стал.
И пошел тогда к Ильмень-озеру,
И над озером Садко стал играть;
Звуки чудные полились, дрожат —
Встрепенулася озерна́я гладь.
Всколыхнулося Ильмень-озеро —
И подводный царь перед Садкой
                                           встал,
Говорит ему: «За игру твою
Наградить хочу, — хорошо играл!
Награжу тебя, будешь в почести,
Золотой казной будешь ты богат.
Ступай в Новгород, бейся, Садко, ты
С новгородцами на велик заклад.
Заложи ты им свою голову —
А они в заклад пусть кладут товар, —
Что поймаешь ты в Ильмень-озере
Золотых трех рыб, золотых, как жар.
Как побьешься ты с новгородцами
На велик заклад — приходи сюда,
Закинь в озеро невод шелковый, —
Золотых трех рыб тебе дам тогда».
Всколыхнулося Ильмень-озеро,
Всколыхнулося во всю ширь и мочь —
И подводный царь под водой исчез,
И от озера пошел Садко прочь.
Входит в Новгород — Садко ждут
                                           давно
На почетный пир поиграть, попеть,
Зеленым вином Садко потчуют,
С зелена вина Садко стал хмелеть.
Захмелевши он стал похвастывать,
На честном пиру похваляться стал,
Будто знает он чудо чудное,
Будто чудо то он не раз видал:
«В Ильмень-озере есть три рыбины,
Чиста золота чешуя на них».
Купцы Садке в том не поверили,
Говорят ему: «Нету рыб таких». —
«Я кладу в заклад свою голову, —
Говорит Садко богачам-купцам, —
Вы кладите же свой товар в заклад, —
Золотых трех рыб я поймаю вам».
На такой заклад трое вызвались,
Бились с Садкою на весь свой товар.
И связал Садко невод шелковый —
И поймал трех рыб, золотых, как жар.
И забрал Садко у купцов товар,
Стал в Новгороде Садко торг вести,
Нажил он казны, что и сметы нет, —
И в Новгороде Садко стал в чести.

                        2
Распахнув шубу меха куньего,
Раз идет Садко по Новгороду;
Входит на площадь он торговую,
Стал на площади, гладит бороду.
Заломивши шапку соболиную,
Пред купцами он похваляется:
«Богачи, купцы новгородские!
Кто со мною казной потягается?
На казну свою я в Новгороде
Захочу — скуплю весь, что есть,
                                           товар,
До последнего горшка битого, —
Будет Новгород, что пустой базар.
На другой-то день в Новегороде
По пустым рядам буду я ходить,
И у вас, купцы новгородские,
Будет нечего мне тогда купить».
Богачи, купцы новгородские,
На слова Садки подивилися,
В похвальбе ему поперечили,
На большой заклад с ним побилися,
Что не скупит он весь, что есть,
                                           товар, —
Без товару им не бывать, купцам,
И не быть тому в Новегороде,
Чтоб ходил Садко по пустым рядам.
Садко утром встал, призывает слуг,
Оделяет их золотой казной,
Посылает их по Новгороду,
Чтоб скупить товар весь, где есть
                                           какой.
Разославши всех, Садко сам пошел:
Сыплет золотом, по рядам идет,
Скупает все чисто-начисто,
Закупает все, что метлой метет.
Время к вечеру, и в Новгороде
Ничего купить не осталося,
И по улицам Новгорода
Кой-какая дрянь лишь валялася.
На другой же день Садко утром встал,
По Новгороду посмотреть пошел —
И товару в нем вдвое прежнего;
Все опять скупил, что метлой
                                           подмел.
Вот на третий день Садко утром
                                           встал,
По Новгороду посмотреть идет —
А товару в нем понакладено
Втрое прежнего, — Садку зло берет.
Призадумался Садко, видит он,
Что приходится свой заклад пробить,
Что Новгороду не бывать пустым,
Что товары в нем не повыкупить.
И пошел Садко прямо на площадь,
Пред купцами он свою шапку снял,
Поклонился им низко-низко,
Поклонившися, Садко так сказал:
«Богачи, купцы новгородские!
Похвалился я, что казной богат;
Нет, не я богат, богат Новгород, —
Получайте вы от меня заклад!»
За слова свои похвастливые
Выдавал Садко им заклад большой,
Отсыпал Садко богачам-купцам
Ровно тридцать мер золотой казной.

      Прослушав стихотворение, учащиеся могут составить краткую характеристику новгородского купца.

      II. Особенности управления и развития Новгорода.

      Сущность аристократической республики учащиеся изучают самостоятельно по тексту учебника. С целью проверки степени понимания изученного разбираются понятия: аристократия, вече, аристократическая республика, посадник, тысяцкий. По схеме «Управление Новгородской республикой» обсуждается роль различных слоев населения в управлении аристократической республикой и функции вече, князя, тысяцкого, посадника. В заключение можно выполнить задание 5 на с. 38 в рабочей тетради.

Схема управления Новгородом

      III. Северо-Восточная Русь.

      Этот вопрос может быть также изучен школьниками самостоятельно.

      Географическое положение Северо-Восточной Руси учащиеся определяют по карте учебника, с описанием природно-климатических условий знакомятся по тексту учебника. Учитель предлагает выполнить на уроке вторую часть задания 2 на с. 37 рабочей тетради о деятельности Юрия Долгорукого. Затем учащиеся выполняют задание 9 на с. 40 рабочей тетради.

      IV. Возникновение Москвы.

      О возникновении Москвы рассказывает учитель, который может использовать дополнительный материал «Сказание о начале Москвы» и версии ученых о происхождении слова «Москва».

      Рассказ о первых жителях Москвы можно начать с отрывка из романа-эссе В. Чивилихина «Память»:

      «…С незапамятных времен по верховьям и притокам Оки жило это восточнославянское племя, быть может, самое отважное, предприимчивое и мобильное среди сородичей, потому что дальше других проникло в лесной северо-восток, пососедившись с финноуграми. По обряду захоронения и характерным женским украшениям археологи установили его точную западную границу — она шла как раз по водораздельным высотам между бассейнами Десны и Оки — и южную — лесостепную. На северо-востоке пределы земли вятичей расплывались в безбрежных лесах, среди которых позже возникла столица самого большого на земле государства, так что, как бы ни перемешивались москвичи с пришлыми и приезжими последнюю тысячу лет, племенной их корень все же вятичский».

      Дополнительные материалы для учителя:

СКАЗАНИЕ О НАЧАЛЕ МОСКВЫ

      В лето от сотворения мира 6666-е великий князь киевский Юрий Владимирович, по прозванию Долгорукий, сын великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха, ехал со своей дружиной из стольного Киева к сыну своему Андрею Юрьевичу Боголюбскому в город Владимир-на-Клязьме, где тот княжил по воле отца.

      Склонив голову, думал князь Юрий думу о том, что он уже стар и, померев, оставит любимому сыну Андрею Юрьевичу прародительские земли и своих, им самим нажитых сильных врагов — князей и княжат удельных, которые в жадном ослеплении готовы разграбить друг друга и тем разорить всю Русь. Думал он и о том, что Киев, стольный город, прочими русскими землями и княжествами, далеко расширившимися на полночь и на восход солнца, уже не почитается так, как почитался прежде, и, глядишь, скоро наступит время, когда удельные князья совсем перестанут признавать его старшинство…

      С такими думами въехал князь Юрий Владимирович в темные заокские леса, где дорога шла по дремучим дебрям, через темные топкие болота.

      И вдруг посреди одного обширного болота князь Юрий Владимирович увидел огромного чудесного зверя. Было у того зверя три головы и шерсть пестрая многих цветов.

      И вся дружина, и все спутники князя увидели этого зверя и встали в изумлении.

      Явившись людям, чудесный зверь затем исчез, растаял, словно туман утренний.

      Тогда князь Юрий Владимирович спросил одного из спутников своих — ученого гречанина-философа:

      — Что знаменует собой явление сего чудесного зверя?

      — Великий князь, — ответил ученый гречанин, — явление это знаменует, что поблизости сих мест встанет град превелик треуголен и распространится вокруг него царство великое. А пестрота шкуры звериной значит, что сойдутся сюда люди разных племен и народов.

      Задумался князь, затем снова спросил:

      — Истинно ли твое толкование, ученый философ?

      — Истинно, — ответил ученый философ, — потому что и при основании великого града Рима было знамение. Когда начали рыть ров под городскую стену, то вырыли голову человеческую, как живую, и значило это, что быть Риму главой многим градам. Что и сбылось. И когда созидали Царьград, то выполз из норы змий, и в тот же миг пал на него с высоты орел, и начали они биться. И мудрец книгочей посему изрек: «Будет град Константина царь другим городам, как орел — царь всем птицам, и будет он подвержен нашествиям басурман». Что также сбылось. Посему сбудется и явленное ныне тебе знамение.

      Поехал князь Юрий Владимирович далее. Вскоре расступились леса, позади остались болота, и выехал он на высокий берег реки.

      Воззрел князь Юрий Владимирович очами во все стороны, на этот берег и на тот, на светлые рощи, на распаханные поля, на богатые села, на поставленные на высоком мысу над рекой огороженные частоколом хоромы владетеля этих мест тутошнего князька Кучка.

      Видит князь, что хороши эти места, и подумал он: «Верно, здесь стоять граду треугольному», но ничего не сказал.

      Стоит князь Юрий Владимирович на высоком берегу, дружина за ним стоит, смотрят на городок. Коли им город виден, то и из города их видать. Удивляется князь Юрий Владимирович, почему Кучко не встречает его, не оказывает какие положено почести, не выходит с сыновьями своими и воеводой Букалом со двора, огороженного частоколом, не зовет князя в хоромы. Юрий послал воина сказать Кучку, чтобы тот поспешал перед светлые очи князя.

      Поскакал посланец и через немалое время вернулся с князьком Кучком.

      — Почему не встречаешь, чести не оказываешь? В хоромы меня, великого князя, не зовешь? — грозно спросил князь Юрий Владимирович Кучка. Но Кучко не сробел и отвечает:

      — Не знал я, господин, что ты едешь, потому не встретил. В хоромы не зову, потому что старые хоромы разметали, новые не построили, сами в сарае живем.

      Понял князь Юрий Владимирович, что неспроста так дерзок Кучко, видать, он перекинулся тайно из-под его руки к Новгороду, видать, собираются новгородцы в третий поход на Владимирское княжество и переманили Кучка щедрыми посулами. Понял все это князь Юрий Владимирович, но вида не подал.

      — Хорошие у тебя села, богатые, — говорит князь Юрий Владимирович Кучку.

      — Богатые, — соглашается Кучко.

      — Знать, поля хорошо родят?

      — Хорошо.

      — Гляжу, стада больше, видать, и выпасы хороши.

      — И выпасы хороши.

      — А река рыбна ли?

      — И река рыбная.

      — А как зовется река? — спросил князь.

      — Москва.

      — Что значит такое название?

      — Названо не нами, а жившими прежде нас, — ответил Кучко, — а что оно значит, не ведаем.

      Усмехнулся князь Юрий Долгорукий какой-то своей думе, а чему усмехнулся — не сказал.

      Кучко понял усмешку по-своему и проговорил:

      — От века так повелось: говорим «Москва» — и все тут.

      Еще раз усмехнулся князь Юрий Владимирович, посмотрел на Кучка и сказал:

      — Значит, говоришь, жившими прежде вас название дано, — а про себя подумал: «Некогда вы сменили живших здесь прежде вас, а ныне пришел ваш черед уступить место мне». И, подумав так, спросил:

      — Отчего один пришел ко мне, без сыновей?

      — Сыновья мои малы, по младости да неучености не сумеют, как надо, повеличать тебя, — ответил Кучко.

      — Однако говорят, что сыновья твои красивы и разумны.

      — На сыновей не жалуюсь.

      — Дай их мне, твоему великому князю, они у меня будут жить в чести, ума-разума набираться. Мы здесь станом на ночевку встанем, завтра далее поедем. А ты завтра утром приходи проводить и сыновей своих приведи.

      Князь Юрий Владимирович приказал свой княжеский шатер ставить. Кучко к себе ускакал.

      Настало утро. Князь Юрий Владимирович уже собрался выступать, а Кучка с сыновьями нет.

      Разгневался князь, послал за ними гонца. Вернулся гонец, сказал, что Кучко заперся в крепости и ему, гонцу, даже ворот не открыл.

      Еще пуще разгневался князь и поскакал сам с дружиной к Кучку.

      И ему не открыл Кучко ворот да еще, высунувшись из-за крепкого частокола, посмеялся:

      — Иди, князь, отсюда, куда шел, пока еще у тебя дружина есть. Ведь из твоих вотчин люди разбегаются, а ко мне народ стекается. Скоро стану я вровень с тобой, а потому не хочу тебе, князю моему, покориться!

      Князь Юрий Владимирович не мог стерпеть такой дерзости, крепко разгневался и повелел дружине взять усадьбу непокорного Кучка приступом.

      Хоть и очень дерзко величался Кучко перед князем, но приступа выдержать не смог.

      Когда княжеские дружинники разбили главные ворота, Кучко со своим воеводой Букалом и с воинами убежал из усадьбы через другие — малые — ворота в леса.

      Князь Юрий Владимирович с дружиной погнался за беглецами. Самого Кучка настигли и немилостиво предали смерти, а Букал с малым числом воинов скрылся в дебрях.

      Князь Юрий Владимирович вошел в хоромы Кучка и увидел двух его малолетних сыновей и дочь Улиту, прекрасную лицом. Их он повелел взять и отвезти во Владимир ко двору князя — сына своего Андрея Юрьевича Боголюбского, а усадьбу разрушить.

      На месте же усадьбы Кучка князь Юрий Владимирович повелел поставить город, а для скорейшего его устроения созвал строителей со всех окрестностей: и суздальцев, и владимирцев, и ростовцев, и всех иных.

      Назвал город князь Юрий Владимирович по реке Москве — Москвой. Детям Кучковым князь Юрий Владимирович сказал, что отец их поднял оружие на него и был убит в бою, а они, дети, перед князем ни в чем не виноваты, и, придя во Владимир, сочетал сына своего Андрея Боголюбского браком с дочерью Кучка прекрасной Улитой, сыновей же его пожаловал одного в стольники, другого в чашники. А сыну своему повелел город Москву людьми населять и распространять, и князь Андрей Боголюбский этот отцовский завет исполнил.

ВЕРСИИ УЧЕНЫХ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛОВА «МОСКВА»
(ИЗ РАБОТ Г. П. СМОЛИЦКОЙ, М. В. ГОРБАНЕВСКОГО, Б. М. ТЮЛЬПАКОВА)

Финноугорская версия

      Объяснение названия Москва как слова, принадлежащего одному из языков финноугорской языковой семьи, было одной из первых гипотез, имевшей много сторонников. Обращение к языкам финноугорской языковой семьи вполне логично, так как в бассейне Москвы-реки и на территории современного города известны археологические памятники и гидронимы, свидетельствующие о пребывании здесь в первой половине I тыс. н. э. народов, говоривших на языке финноугорской языковой семьи.

      При объяснении названия Москва на финноугорской основе обычно исходят из того, что оно членится на два компонента: Моск-ва, подобно северовосточным гидронимам типа Куш-ва, Лысь-ва, Сось-ва и др. Элемент «ва» легко объясняется во многих финноугорских языках как «вода», «река» или «мокрый» (например, в языках мерянском, марийском, коми). Выведение же основного компонента «моек» из финноугорских языков вызывает большие трудности, потому что он не может быть объяснен убедительно фактами ни одного из этих языков, а приблизительно — из многих и в разных значениях. В коми языке «моек» можно соотнести со словами «моек», «моска», что значит «телка», «корова». И тогда Москва значит «коровья река» (река-кормилица). Это предположение горячо поддержал известный историк В. О. Ключевский, что и придало версии особую популярность. Однако очень скоро неубедительность объяснения названия Москва из коми языка стала явной, поскольку коми никогда не проживали на территории, близкой к Москве-реке. К тому же между северо-восточными гидронимами на «ва» и названиемМосква на протяжении нескольких тысяч километров аналогичных не встречается. Ученые быстро отказались от этой гипотезы, как от несостоятельной.

      Отсутствие точного или хотя бы достаточно убедительного объяснения компонента «моек» толкало ученых на новые поиски. Географ С. К. Кузнецов, владевший многими финноугорскими языками, предложил объяснить «моек» через мерянское слово «маска» (медведь), а элемент «ва» — как мерянское «ава», что значит «мать», «жена». Получалось, что Москва-река — это Медвежья река, или река Медведица. Историческая основа для такого предположения есть. «Повесть временных лет», самая древняя русская летопись, указывает, что в середине IX века народ меря проживал в восточной части Подмосковья. Основным же препятствием к принятию этой версии опять является отсутствие гидронимии на «ва» в непосредственной близости от Москвы в восточном направлении. Почему гидроним на «ва» (Москва) на данной территории оказался одиноким? Как правило, народ, живший на какой-то территории, оставляет после себя свою специфическую гидронимию.

      Существует и третья версия о финноугорском происхождении названия Москва. Она заключается в том, что компонент «моек» объясняется из прибалтийско-финских языков (суоми), а компонент «ва» — из коми языка: «моек» как musta — «черный», «темный», а «ва» — «вода», «река». Непоследовательность в данном случае состоит в том, что каждая часть гидронима объясняется из разных языков, удаленных друг от друга. Если это слово принадлежало финнам (суоми), то вторая его часть была бы не «ва», а «веси» — «вода» или joki — «река». И тогда перевод названия как «черная, темная вода» был бы возможен. Москва-река значило бы «грязная река» или «мутная река», «темная река». Названия рек по темному цвету воды известны в бассейнах многих рек: реки Грязная, Грязнуха, Мутная, Мутенка, Темная (бассейн Оки); река Грязива, балка Грязна, реки Мутенка, Темна (бассейн Днепра) и др. Но перед нами название Москва, а не Москвесь или Москока (Москеки), и, следовательно, это не дает нам права объяснить его как «мутная река».

      Таким образом, ни одна их этих гипотез не удовлетворяет взыскательного исследователя, поскольку не учитывает всех лингво-исторических обстоятельств. В настоящее время гипотеза о финноугорском происхождении названия Москва практически не поддерживается никем из ученых.

Славянская версия

      Более убедительной гипотезой по сравнению с изложенными выше в настоящее время является гипотеза о славянском происхождении названия Москва. В основе этой гипотезы лежит тщательный лингвистический анализ, проведенный известными учеными, и реальные исторические факты. Но славянских гипотез о происхождении слова Москва очень много, и они находятся на разных качественных уровнях теоретического исследования. Некоторые из них не выдерживают элементарной критики, так как по существу являются легендами или случайными предположениями.

      Наиболее убедительные славянские этимологии были выдвинуты такими большими учеными, как С. П. Обнорский, Г. А. Ильинский, П. Я. Черных, польским славистом Т. Лер-Сплавинским и др. Суть их сводится к следующему.

      Анализировать следует форму Москы, а не Москва, так как эта последняя стала названием города только примерно с XIV в., а до этого времени существовало не двухкомпонентное слово Моск-ва, а слово Москы, склонявшееся по типу букы (буква), тыки (тыква), свекры (свекровь) и т. д. без элемента «ва». В корне «моек» элемент «ск» мог чередоваться с «зг», а сам корень в древнерусском языке имел значение «быть вязким, топким» или «болото, сырость, влага, жидкость». Ему родственно современное выражение «промозглая погода, мозглая погода» — мокрая, дождливая погода. Так считал Г. А. Ильинский. П. Я. Черных сделал предположение о диалектном характере слова «москы» еще на раннем этапе развития древнерусского языка. Это слово, по его мнению, было в языке вятичей, которые пришли в бассейн Москвы-реки с юга. В языке (диалекте) кривичей ему соответствовало в тех же значениях слова «вълга», от которого образовано название великой русской реки — Волга. Кривичи пришли в бассейн Москвы-реки с запада и принесли с собой это слово. Исследователи установили, что слово «москы» по своей семантике связано со значением «влага» и имеет подтверждение в других славянских и даже балтийских языках. Это названия рек Mozgawa (или Moskawa) в Польше и [Германии], река Московица (или Московка) — приток реки Березины, ручей Московец, неоднократные балки Московки на Украине. В словацком языке есть даже нарицательное слово moskwa со значением «влажный хлеб в зерне» или «хлеб, сорванный с полей (в дождливую погоду)». В литовском языке есть глагол mazgoti — «мыть, полоскать», а в латышском moskat —«мыть».

      Все приведенное выше говорит о том, что значение названия Москва — «топкая, болотистая, мокрая». Именно такой ее увидели наши предки-славяне, которые дали ей имя; признак топкости, болотистости имел для них важное значение. Исходя из этого можно предположить, что река получила название в самых верховьях, так как она вытекает из некогда топкого болота, получившего впоследствии название Москворецкая лужа. Об этом сказано в «Книге Большому Чертежу» (1627): «А Москва-река вытекала из болота по Вяземской дороге, за Можайском, верст тридцать и больши».

Балтская версия

      В названиях рек (гидронимах) Подмосковья наблюдается большая пестрота. Их оставили три народа: финноугры, балты и славяне. Финноугорские названия встречаются главным образом на востоке Подмосковья, балтские и славянские — на всей территории западной части междуречья Оки и Волги. Причем балтоязычные гидронимы закрепились за крупными и средними реками, славянские же — за самыми малыми ручьями и речками. Всего в Подмосковье насчитывается более 300 балтских названий поселений и рек, из них свыше 60 — наименования притоков реки Москвы. В нынешних границах города Москвы сохранилось более 10 таких гидронимов: Алчанка, Бубна, Голяденка, Ичка, Рачка, Сетунь, Филька, Химка, Чечера, Яуза и др.

      Название реки Москвы связано с ее особым географическим положением в Волго-Окском междуречье. Река как бы соединяла (через волоки и сеть своих притоков) бассейны Оки и Волги (а также Днепра и Дона), предоставляя наиболее удобный путь для древних переселенцев. Следует помнить, что водные артерии были в те далекие времена намного удобнее, грузоподъемнее и, наконец, безопаснее, чем дороги, прорубленные в труднопроходимых лесах с плохо или совсем не оборудованными переправами через реки.

      Все вышеизложенное дает основание выводить название реки Москвы из балтских слов: литовских mazg — «узел», mezg/ioti — «вязать»; латышских mezg — «узел» и vandou — «вода», т. е. «узловая» или «связующая» вода. Судя по данным археологических раскопок, река Москва служила для балтских племен главной (центральной) рекой расселения, освоения новых мест, формирования родо-племенных центров и поселений — «узловая» река; основной рекой родо-племенныхсвязей, сборов и походов — «связующая» река и, наконец, река — «узел» промыслово-хозяйственной деятельности и товарообмена. И очевидно, Юрий Долгорукий далеко не случайно основал город в излучине среднего течения реки Москвы, а также присвоил ему непонятное для нас (но, очевидно, вполне понятное для современников) название. Новый «мал деревян град» связывал кратчайшим путем Северо-Восточную Русь с Черниговом и Киевом и прикрывал ее от возможных вторжений с юга.

      Перенос гидронима Москва на укрепленный пункт, а затем и город-крепость содержал в себе для Юрия Долгорукова не только смысловую, но и политическую цель. Название Москва могло означать: применительно к территории — «узел рубежей, границ, поселений» или «узел (место скрещения, схождения) дорог, водных путей, маршрутов»; к укрепленному поселению — «узловой пункт, опорный узел», «связующий центр»; к городу — «узловой (главный, основной) город» на юго-западной окраине Ростово-Суздальского княжества.

      V. Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо.

      Заслушиваются, обсуждаются и оцениваются сообщения учащихся об этих правителях.

      При наличии времени учитель может обратить внимание класса на изображение иконы Владимирской Богоматери (с. 93 учебника) и рассказать об особой роли этой иконы в дальнейшей истории Северо-Восточной Руси и Русского государства.

      Дополнительный материал для учителя:

ИКОНА ВЛАДИМИРСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

      По древнему преданию, св. евангелист Лука написал три иконы Божией Матери. Посмотрев на них, Пресвятая Богородица сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет со святыми иконами» (Месяцеслов, 21 мая). Одной из трех этих икон была та, которую мы знаем как Владимирскую.

      Икона Владычицы до 450 г. находилась в Иерусалиме, а затем была перенесена в Константинополь. В половине XII столетия константинопольским патриархом Лукою Хризоверхом святая икона была послана в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, основателю первопрестольного города Москвы, и поставлена им в Вышгородском девичьем монастыре. Село Вышгород некогда принадлежало св. равноапостольной княгине Ольге, а с 1155 г. было уделом сына князя Юрия, Андрея Боголюбского, весьма благочестивого и набожного.

      Многочисленные чудеса от иконы Владычицы сообщались князю. Между прочим было рассказано князю и о том, что святая икона несколько раз сходила со своего места и пребывала на воздухе: из этого князь понял, что надлежит переменить местопребывание иконы.

      Князь Андрей Боголюбский — это целая интереснейшая эпоха: начало создания нашего государственного ядра. Это совсем иной принцип государственной жизни, чем был тогда на юге, от чего отталкиваясь и чего не любя и ушел князь Андрей Боголюбский на север. Решив переселиться из Вышгорода на свою родину, землю Суздальскую, князь Андрей Боголюбский без ведома отца взял с собой чудотворную икону Божией Матери. По пути он постоянно служил перед ней молебны. Во Владимире на Клязьме жители встретили князя с усердием и радостию. Из Владимира князь направился в Ростов. Проехав от Владимира десять верст, лошади остановились на берегу реки Клязьмы и, несмотря на понукания, не хотели идти дальше. Запрягли свежих, но и они ни пошли. Пораженный этим, князь пал в страхе перед иконой Богоматери и слезно молился. Пресвятая Богородица явилась князю со свитком в руке и повелела оставить икону Ее во Владимире, а на этом месте построить храм в честь Рождества Ее.

      Князь поставил икону во Владимире. С этого времени — 1160 г. — святая икона стала именоваться иконой Божией Матери Владимирской.

      В 1164 г. икона Божией Матери была с князем Андреем Боголюбским в походе против волжских болгар. Перед боем князь Андрей исповедался и причастился и, молясь перед иконой Богоматери, восклицал: «Всяк, уповай на Тя, Владычице, не погибнет!» Все воины вслед за князем со слезами приложились к иконе и, призывая помощь Божией Матери, спокойно шли в бой. Болгары были разбиты. После победы на поле сражения перед святой иконой было совершено молебствие. Во время этого богослужения в виду всего русского войска совершилось чудо: от иконы и Животворящего Креста заблистал свет, озаривший всю местность. Так как в этот же день византийский император Мануил видел свет от Креста Господня и, подкрепленный этим знамением, разбил сарацин, то, по сношению князя Андрея Боголюбского с императором, был установлен 1 августа праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня.

      В 1175 г. князь Андрей Боголюбский был убит во время мятежа во Владимире. Город был во власти грабителей. Тогда один священник, о. Николай, понес по улицам икону Божией Матери Владимирскую, и мятеж утих.

      Были дивные чудеса и с самой иконой. В 1235 г. соборный храм, где находилась икона Божией Матери Владимирская, сгорел дотла, но святая икона осталась совершенно неповрежденной. В 1237 г. вместе с другими святынями чудотворная икона пострадала от нашествия татар, с нее была сорвана драгоценная риза, но сама она осталась цела и невредима. В 1395 г. Тамерлан с полчищами татар вступил на Русскую землю и приближался к Москве. У русского народа осталась надежда только на помощь Божию. Великий князь московский Василий Димитриевич отдал распоряжение принести икону Божией Матери Владимирскую из Владимира в Москву. Десять дней продолжался путь иконы от Владимира до Москвы. По сторонам дороги стоял народ на коленях и, протягивая руки к иконе, взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В Москве икону ждала торжественная встреча. Крестный ход со всем духовенством Москвы, семья великого князя, бояре и московское население вышли за город на Кучково поле и провожали икону до Успенского собора.

      Москва встретила икону 26 августа. «Весь град изыде противу иконы на сретение ея», — говорит летопись. Митрополит, великий князь, «мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, от мала до велика, со кресты и со иконы, со псалмы и со песньми и пении духовными, паче рещи вси со слезами, иже не обрести человека не плачущася с воздыхании немолчными и рыданием», — говорит летопись (Месяцеслов, 26 авг). Богоматерь не отвергла уповавших на Нее. В час встречи святой иконы в Москве Тамерлан спал в своем шатре. Вдруг видит он во сне высокую гору, с которой к нему спускаются святители с золотыми жезлами. Над ними в воздухе в несказанном величии, в сиянии ярких лучей стоит Лучезарная Жена. Бесчисленные тьмы Ангелов окружают Жену и держат в руках огненные мечи. Подняв их, Ангелы устремились на Тамерлана… Он проснулся, трепеща от ужаса. Созванные им мудрецы, старейшины и гадальщики заявили, что виденная им во сне Жена есть Заступница русских, Матерь Христианского Бога и что сила Ее неодолима. «Тогда нам с ними не сладить!» — воскликнул Тамерлан и отдал своим полчищам приказ повернуть назад. И татары, и русские были глубоко изумлены этим событием. А летописец, описав происшедшее, прибавляет: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!»

      Благодарные за свое освобождение русские люди построили Сретенский монастырь на месте встречи св. иконы: «Да не забудут людие дел Божиих», — как повествует об этом летописец.

      Итак, после 242-летнего пребывания во Владимире икона Божией Матери Владимирская перешла в Москву и была установлена в построенном в честь Успения Пресвятой Богородицы соборе.

      Благодатной помощи иконы Божией Матери Владимирской приписывается избавление Москвы: в 1408 г. от набега ордынского хана Едигея, в 1451 г. от нападения ногайского царевича Мозавши и в 1459 г. от нападения его отца хана Седи-Ахмета, пошедшего войной на Москву. В 1480 г. хан Золотой Орды Ахмет двинулся на Москву. Он дошел до реки Угры, протекавшей в пределах будущих Тульской и Калужской губерний. Ее называли «Пояс Богоматери». Великий князь московский Иоанн III ждал хана на другом берегу Угры. Неожиданно на татар напал такой страх, что хан Ахмет не решился пойти на русскую рать и начал отступать. В память этого события до смуты 1917 г. в Москве ежегодно совершался 23 июня крестный ход с иконой Божией Матери Владимирской из Успенского собора в Сретенский монастырь, воздвигнутый на том месте, где она была встречена 26 августа 1395 г. при нашествии Тамерлана.

      В 1521 г. казанский хан Махмет Гирей, объединив татар казанских и ногайских, повел их на Москву. Московский митрополит Варлаам и весь народ усердно молились Богу перед иконой Божией Матери Владимирской. Великий князь Василий Иоаннович едва успел созвать рать, чтобы встретить татар на реке Оке. Сдерживая их наступление, он медленно отходил к Москве. В ночь осады монахиня Воскресенского монастыря увидела, как через закрытую дверь кремлевского Успенского собора вышли святители с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. Эти святители были не современники, а жившие за два века до того святые митрополиты Петр и Алексий. Вот что монахиня видела дальше: у кремлевских ворот их встретили Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский (также уже почившие) и спрашивали, куда уходят святители. Святители же отвечали им, что уходят из города, так как люди здесь забыли заповеди Господни. Пали тогда святые преподобные ниц перед чудотворной иконой Божией Матери и стали молить Владычицу не оставлять собора, не дать произойти беде и не покинуть свой народ. И вернулась тогда наша Заступница в собор Успенский, и святители с нею также, через дверь закрытую.

      Монахиня поспешила рассказать обо всем, что видела и слышала. Люди собрались тогда в собор и стали горячо молиться. Татары вдруг отступили без сражения от Москвы: им привиделось, что вокруг города собралось «воинство великое, доспехами сияющее». Таким образом, предстательством Божией Матери, по молитвам русского народа пред чудотворным образом Ее, Москва и отечество наше три раза чудесным образом без кровопролития были спасены от врагов. В память этих чудесных избавлений установлены празднества иконе Божией Матери Владимирской:

      21 мая (3 июня) — в память избавления от казанских, крымских и ногайских татар под предводительством Махмет Гирея в 1521 г.;

      23 июня (6 июля) — в память избавления от татарских полчищ хана Ахмета в 1480 г.;

      26 августа (8 сентября) — в память избавления Москвы от нашествия татар под предводительством Тамерлана в 1395 г.

      Отечественный проповедник архиепископ Иннокентий Херсонский, помыслив о том, что было бы с нашим отечеством, если бы оно не было спасено дивным заступничеством Владычицы, говорит: «Нельзя не пасть до земли в благодарном духе пред Матерью Божией». Посему достойно и праведно — петь и величать Небесную Заступницу нашу, ибо как только приближались мы к самому краю бедствий и теряли уже всякую надежду, так Владычица Божия Матерь всегда являла Свою славную помощь.

      При таких знамениях и благодеяниях, излитых на Русскую землю через чудотворную икону Божией Матери Владимирскую понятно то благоговение, которым она была окружена со стороны русского народа. Перед ней молились русские князья и цари, выступая в поход. При избрании московских митрополитов, а впоследствии патриархов, жребии избираемых клались в пелену этой иконы. Перед ней знатнейшие люди Московского государства приносили присягу на верность своим государям.

      В 1547 году в Московском Кремле произошел сильный пожар. Икону Божией Матери Владимирской собирались вынести, но никакими силами не удалось сдвинуть ее с места. В этот момент многие увидели на небе над Успенским собором светозарную Жену, осенявшую храм. Вскоре пожар утих, не тронув Успенского собора.

      С тех пор святая икона Владимирской Божией Матери всегда находилась в Успенском Кремлевском соборе. Перед ней помазывались на царство наши цари и избирались первосвятители земли Русской. Теперь эта икона — в Третьяковской галерее.

      Вот отрывок из стихотворения Максимилиана Волошина, посвященного святой иконе:

Здесь, в Успенском — в сердце стен кремлевских, —
Умилясь на нежный облик Твой,
Сколько глаз жестоких и суровых
Увлажнялись светлою слезой!

Простирались старцы и черницы, 
Дымные сияли алтари,
Ниц лежали кроткие царицы,
Преклонялись хмурые цари.

      В смысле иконописания эта икона является произведением кисти поистине гениального художника. Ее иконный тип — Умиление — отличается тем, что Младенец тянется к Матери, охватывает Ее рукой, ласково к Ней прильнув. Левая нога Младенца согнута так, что видна подошва ступни — отличительная черта этой иконы. Иконе Владимирской Божией Матери свойствен особенно выразительный и грустный взгляд. Обаятельность тонко исполненного лика и выразительность взгляда настолько велики, что вполне воспринять их можно только пред самой чудотворной иконой. Прежде старались как можно реже прибегать к реставрации, особенно ликов святых: этому мы обязаны тем, что лики Владимирской Божией Матери восходят нетронутыми к одиннадцатому веку.