+7 9049939604
konashkov.85@mail.ru
652449, Кемеровская область, Крапивинский район, пгт Зеленогорский, ул. Центральная, д.29
КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ХОДЕ ВОЙНЫ.
Сайт учителя истории МБОУ "Зеленогорская СОШ" Конашкова Р. В.

КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ХОДЕ ВОЙНЫ.

Цель урока: уяснить суть произошедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и его истоки.

      Основные знания: разгром немецких войск под Сталинградом и его историческое значение; разгром немецких войск под Курском, Орлом, Харьковом; историческое значение Курской битвы.

      Основные понятия: коренной перелом в ходе войны; Курская дуга.

      Оборудование урока: рабочая тетрадь (вып. 2, § 34); хрестоматия; таблица; карты «Великая Отечественная война Советского Союза (19. 11. 1942 г. — 9. 05. 1945 г.)», «Разгром немецко-фашистских войск под Курском».

      Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно провести проверочное тестирование.

 

1. 

Как вы думаете, почему в советском мобилизационном плане отсутствовал раздел, посвященный эвакуации людей и предприятий (возможны несколько вариантов ответа)?
а) В основе советской военной доктрины лежала идея наступательной войны.
б) включение подобного пункта могло быть воспринято как запланированное отступление;
в) это были происки врагов народа.

 

2. 

Кто возглавлял созданный 24 июля 1941 г. Совет по эвакуации?
а) А. Н. Косыгин; б) А. И. Микоян; в) Н. М. Шверник.

 

3. 

Как изменился трудовой режим в годы войны (возможны несколько вариантов ответа)?
а) Были отменены выходные дни;
б) был установлен 10-часовой рабочий день;
в) директора предприятий получили право продлевать рабочий день на 3 часа;
г) была введена трудовая мобилизация населения;
д) был разрешен детский труд с 10-летнего возраста.

 

4. 

В каком году СССР превзошел Германию по выпуску военной продукции?
а) В конце 1942 г.; б) в середине 1943 г.; в) в начале 1944 г.

 

5. 

Какие изменения произошли в конфессиональной политике власти во время Великой Отечественной войны (возможны несколько вариантов ответа)?
а) Восстановлено патриаршество;
б) восстановлены епархии, открыты храмы;
в) отменен закон об отделении церкви от государства;
г) разрешена деятельность священников на фронте.

 

6. 

Кто является автором знаменитого плаката «Родина-мать зовет!»?
а) А. Дейнека; б) Б. Ефимов; в) И. Тоидзе.

 

7. 

Слова какой известной песни родились из личного письма поэта-фронтовика А. Суркова к жене?
а) «Землянка»; б) «Темная ночь»; в) «В лесу прифронтовом».

 

8. 

Кто является автором знаменитого стихотворения «Жди меня»?
а) А. Твардовский; б) К. Симонов; в) С. Михалков.

 

9. 

Кто является автором музыки песни «Священная война»?
а) А. Александров; б) Н. Богословский; в) В. Соловьев-Седой.

 

10. 

Во второй половине сентября 1943 г. советскими партизанами была проведена операция «Концерт». Какова была цель этой операции?
а) Массовый выезд в партизанские отряды концертных бригад;
б) подрыв коммуникаций противника, вывод из строя железных дорог;
в) уничтожение высших чинов гитлеровской армии.

 

11. 

Вычеркните имя, выпадающее из общего логического ряда:
а) П. П. Вершигора; б) С. А. Ковпак; в) П. М. Машеров; г) Д. Н. Медведев; д) Ф. И. Толбухин; е) А. Ф. Федоров.

План изучения нового материала

      1. Разгром немецких войск под Сталинградом. 2. Начало массового изгнания захватчиков с родной земли. 3. Битва на Курской дуге. 4. Битва за Днепр. Итоги летне-осенней кампании 1943 г.

      1. В начале своего рассказа учитель может предложить учащимся выполнить задание 1 (вып. 2, с. 68) в рабочей тетради. В ходе рассказа учитель показывает на карте направления ударов советских войск под Сталинградом, направление контрудара танковой группы Манштейна. Учащиеся могут выполнять работу с контурной картой (задание 2 на с. 69 в рабочей тетради, вып. 2) или заполнять таблицу «Коренной перелом в ходе войны»:

Дата Сражение Результаты и значение сражения

      В заключение проводится обсуждение логического задания и поясняется суть понятия «коренной перелом».

      2. Второй вопрос учитель излагает, опираясь на материал учебника, показывая на карте направления зимнего наступления Красной Армии и поясняя понятие «Курская дуга».

      3. Третий вопрос можно изучить, сочетая рассказ учителя, работу с картой, выполнение заданий 4 (вып. 2, с. 70—71), 5 (вып. 2, с. 72) в рабочей тетради и заполнение таблицы. В ходе рассказа учителя учащиеся могут работать с контурной картой (задание 7 на с. 74—75 в рабочей тетради, вып. 2).

      В заключение можно обсудить вопрос: как вы считаете, почему Курская битва завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны?

      4. Четвертый вопрос учащиеся могут изучить самостоятельно, читая текст учебника, работая с картой и заполняя таблицу. Для закрепления нового материала можно провести исторический диктант (задание 6 на с. 73 в рабочей тетради, вып. 2).

      В заключение урока учитель проводит беседу: в чем заключался коренной перелом в ходе войны? Какими факторами он был предопределен? Почему стал возможен?