Цель урока: уяснить суть произошедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и его истоки.
Основные знания: разгром немецких войск под Сталинградом и его историческое значение; разгром немецких войск под Курском, Орлом, Харьковом; историческое значение Курской битвы.
Основные понятия: коренной перелом в ходе войны; Курская дуга.
Оборудование урока: рабочая тетрадь (вып. 2, § 34); хрестоматия; таблица; карты «Великая Отечественная война Советского Союза (19. 11. 1942 г. — 9. 05. 1945 г.)», «Разгром немецко-фашистских войск под Курском».
Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно провести проверочное тестирование.
1. |
Как вы думаете, почему в советском мобилизационном плане отсутствовал раздел, посвященный эвакуации людей и предприятий (возможны несколько вариантов ответа)? |
|
2. |
Кто возглавлял созданный 24 июля 1941 г. Совет по эвакуации? |
|
3. |
Как изменился трудовой режим в годы войны (возможны несколько вариантов ответа)? |
|
4. |
В каком году СССР превзошел Германию по выпуску военной продукции? |
|
5. |
Какие изменения произошли в конфессиональной политике власти во время Великой Отечественной войны (возможны несколько вариантов ответа)? |
|
6. |
Кто является автором знаменитого плаката «Родина-мать зовет!»? |
|
7. |
Слова какой известной песни родились из личного письма поэта-фронтовика А. Суркова к жене? |
|
8. |
Кто является автором знаменитого стихотворения «Жди меня»? |
|
9. |
Кто является автором музыки песни «Священная война»? |
|
10. |
Во второй половине сентября 1943 г. советскими партизанами была проведена операция «Концерт». Какова была цель этой операции? |
|
11. |
Вычеркните имя, выпадающее из общего логического ряда: |
План изучения нового материала
1. Разгром немецких войск под Сталинградом. 2. Начало массового изгнания захватчиков с родной земли. 3. Битва на Курской дуге. 4. Битва за Днепр. Итоги летне-осенней кампании 1943 г.
1. В начале своего рассказа учитель может предложить учащимся выполнить задание 1 (вып. 2, с. 68) в рабочей тетради. В ходе рассказа учитель показывает на карте направления ударов советских войск под Сталинградом, направление контрудара танковой группы Манштейна. Учащиеся могут выполнять работу с контурной картой (задание 2 на с. 69 в рабочей тетради, вып. 2) или заполнять таблицу «Коренной перелом в ходе войны»:
Дата | Сражение | Результаты и значение сражения |
В заключение проводится обсуждение логического задания и поясняется суть понятия «коренной перелом».
2. Второй вопрос учитель излагает, опираясь на материал учебника, показывая на карте направления зимнего наступления Красной Армии и поясняя понятие «Курская дуга».
3. Третий вопрос можно изучить, сочетая рассказ учителя, работу с картой, выполнение заданий 4 (вып. 2, с. 70—71), 5 (вып. 2, с. 72) в рабочей тетради и заполнение таблицы. В ходе рассказа учителя учащиеся могут работать с контурной картой (задание 7 на с. 74—75 в рабочей тетради, вып. 2).
В заключение можно обсудить вопрос: как вы считаете, почему Курская битва завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны?
4. Четвертый вопрос учащиеся могут изучить самостоятельно, читая текст учебника, работая с картой и заполняя таблицу. Для закрепления нового материала можно провести исторический диктант (задание 6 на с. 73 в рабочей тетради, вып. 2).
В заключение урока учитель проводит беседу: в чем заключался коренной перелом в ходе войны? Какими факторами он был предопределен? Почему стал возможен?
Поделиться с друзьями: