+7 9049939604
konashkov.85@mail.ru
652449, Кемеровская область, Крапивинский район, пгт Зеленогорский, ул. Центральная, д.29
ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ 60—70-х гг.
Сайт учителя истории МБОУ "Зеленогорская СОШ" Конашкова Р. В.

ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ 60—70-х гг.

 Цель урока: сформировать представление о сущности буржуазных реформ 60—70-х гг. XIX в.

План урока: 1. Реформы местного самоуправления. 2. Судебная реформа. 3. Военные реформы. 4. Реформы в области просвещения.

Основные знания: изменения в системе местного управления; основные положения земской и городской реформы; функции органов местного самоуправления; сущность судебной реформы; основные направления военной реформы; изменения принципа комплектования армии; реформирование начальной и средней школы; введение университетской автономии.

Основные понятия: земство; куриальная система выборов; имущественный ценз; возрастной ценз; гражданское общество; принципы буржуазного права; правовое государство; суд присяжных; мировой суд; всеобщая воинская повинность; университетская автономия.

Основные даты: 18 июня 1863 г. — новый Университетский устав; 1 января 1864 г. — «Положение о губернских и уездных земских учреждениях»; 20 ноября 1864 г. — издание Судебных уставов; 6 апреля 1865 г. — «Временные правила о печати»; 16 июня 1870 г. — Городовое положение; 1 января 1874 г. — Устав о воинской повинности.

Персоналии: Д. А. Милютин.

Литература для учителя: Великие реформы в России. 1856—1874: Сборник. — М., 1992; Захарова Л. Г. Россия на переломе: Самодержавие и реформы 1861—1874 гг. // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX — начала XX в. — М., 1991; Ключевский В. О.Соч. Курс русской истории. — М., 1989.

Методические приемы организации урока

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно также провести индивидуальное проверочное тестирование.

Что даровала реформа 1861 г. крестьянам:

а) равные сословные права с мещанами; б) землю без всякого выкупа; в) личную свободу?

Какой срок был установлен для внесения крестьянами выкупных платежей за землю:

а) 70 лет; б) 10 лет; в) 49 лет?

Для осуществления выкупа земли по закону 19 февраля 1861 г. крестьянин единовременно должен был внести 20—25% всей выкупной суммы. Кто выплачивал помещикам остальную часть:

а) государство; б) земство; в) помещики?

Какие крестьяне считались временнообязанными:

а) не заключившие выкупные сделки со своими помещиками после объявления реформы; б) крестьяне сибирских губерний; в) государственные крестьяне?

Временнообязанные крестьяне должны были:

а) платить оброк или отбывать барщину в пользу своего бывшего владельца; б) бесплатно трудиться на государство 2 раза в неделю; в) принимать участие в общественных работах в своем уезде.

Какие категории крестьян по закону 19 февраля 1861 г. вообще лишались своих наделов:

а) все крестьяне; б) монастырские; в) бывшие дворовые?

На каких условиях реформа 1861 г. предоставляла крестьянам землю:

а) полностью за счет государственной казны; б) бесплатно; в) за выкуп при содействии правительства?

Что такое отрезки:

а) земля, которой наделялись крестьяне по реформе 1861 г.; б) земля, которую отрезали у помещиков в пользу крестьян; в) часть крестьянского надела, оказавшаяся «лишней» по сравнению с установленной в 1861 г. нормой?

Реформа 1861 г. сохраняла за помещиками право собственности на:

а) ранее принадлежавших им дворовых людей; б) все принадлежавшие им земли; в) часть помещичьей земли.

Кто такой мировой посредник:

а) представитель нейтрального государства, организующий мирные переговоры; б) доверенное лицо крестьянской общины, участвующее в разрешении споров между общиной и властями; в) представитель помещиков, исполняющий административно-полицейские функции в ходе реализации крестьянской реформы?

Отмена крепостного права предоставила личную свободу крестьянам:

а) без земли и без выкупа; б) с землей за большой выкуп помещикам; в) за небольшую выплату правительству; г) без земли с ограничением многих личных прав.

Отмена крепостного права немедленно предоставляла крестьянам:

а) право владеть землей, промыслами, вести торговлю; б) уравнение в правах с другими сословиями; в) свободную продажу своего надела; г) свободный уход в город на заработки.

К прогрессивным чертам крестьянской реформы относятся:

а) освобождение крестьян с правом иметь промыслы, заключать сделки, покупать землю; б) сохранение помещичьего землевладения; в) отрезки; г) чересполосица.

1. Первый вопрос можно изучить, сочетая рассказ учителя с созданием проблемной ситуации, работу над документом, помещенном в конце§ 21—22.

Подчеркнув, что новые органы местного управления были выборными, необходимо более подробно остановиться на сущности избирательной системы. Учитель поясняет, что в демократических странах существует всеобщее, равное и прямое избирательное право. В классах с сильным составом можно попросить самих учащихся раскрыть суть этих принципов. Затем учитель создает проблемную ситуацию: отвечала ли избирательная система, созданная в России для выборов местных органов самоуправления, основным демократическим принципам? При обсуждении этого вопроса необходимо не только раскрыть суть куриальной системы выборов, но и объяснить понятия «возрастной ценз», «имущественный ценз».

Рассказав о структуре земских органов, учитель ставит вопрос: какие же вопросы были призваны решать земства? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте выдержку из Положения о губернских и уездных земствах, помещенную на с. 140 учебника. Перечислив функции земств, учащиеся делают вывод о роли земств в общественной жизни.

Материал о городской реформе учащиеся изучают самостоятельно в качестве домашнего задания.

2. Второй вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника. В ходе объяснения нового материала учащиеся заполняют таблицу «Судебная реформа», помещенную в рабочей тетради (задание 4, § 21—22). Рассказывая о суде присяжных, учитель может предложить проблемное задание: независимо от дохода или жалованья в списки присяжных заседателей включались все гражданские чиновники с 5 по 14 класс в Табели о рангах, все выборные служащие городских и дворянских учреждений и крестьяне, занимавшие не менее 3 лет выборные должности сельских старост, и др. А вот не могли быть присяжными (наряду с впавшими в крайнюю бедность, умалишенными и т. д.) лица, занимавшие генеральские должности с 1 по 4 класс в Табели о рангах, чиновники полиции, военные, работники суда... Как вы думаете, почему?

3. Третий вопрос учащиеся изучают самостоятельно, читая текст учебника и выполняя задания 5, 6 (§ 21—22) в рабочей тетради. После выполнения задания учитель проводит беседу по вопросам: каковы главные цели военной реформы? Каковы ее основные направления? В чем вы видите влияние отмены крепостного права на военные реформы? Как изменился порядок комплектования русской армии? Кто и почему был освобожден от призыва в армию? Какое влияние оказали военные реформы на русское общество?

4. Четвертый вопрос учитель излагает сам, опираясь на текст учебника.

В заключение урока учитель предлагает прочитать в учебнике (с. 142) определения гражданского общества и правового государства и доказать, что реформы 60—70-х гг. XIX в. нанесли удар по сословной организации общества и положили начало формированию в России гражданского общества и правового государства.