+7 9049939604
konashkov.85@mail.ru
652449, Кемеровская область, Крапивинский район, пгт Зеленогорский, ул. Центральная, д.29
НАЧАЛО ВОЗРОЖДЕНИЯ РУСИ.
Сайт учителя истории МБОУ "Зеленогорская СОШ" Конашкова Р. В.

НАЧАЛО ВОЗРОЖДЕНИЯ РУСИ.

Цель урока: показать начало процесса возрождения Северо-Восточной Руси в конце XIII — начале XIV в.; определить группы населения, экономически заинтересованные в объединении страны; обозначить роль городов в возрождении и объединении Руси; показать роль церкви в возрождении Руси.

      Основные понятия: посад, посадские люди.

      Оборудование урока: Настенная карта «Русь в XIV—XV вв.».

ХОД УРОКА

      Повторение пройденного материала и проверка знаний учащихся проводятся в два этапа:

      1. Дифференцированная проверка знаний по теме «Монголо-татарское иго» в форме исторического диктанта, исторического лото и др.

      2. Повторительно-обобщающая беседа по вопросу: согласны ли вы с мнением, что политика Александра Невского отвечала государственным интересам Руси? Ответ обоснуйте.

      План изучения нового материала:

      I. Русь поднимает голову.

      II. Развитие Северо-Восточной Руси.

      III. Роль православной церкви в возрождении.

      IV. Восстановление хозяйства Руси.

      I. Русь поднимает голову.

      С содержанием первого вопроса учащимся можно предложить познакомиться самостоятельно и подготовить ответы на вопросы:

      1. Продолжили ли сыновья Александра Невского дело отца?

      2. Сломило ли насилие сопротивление русского народа?

      Затем школьники выполняют задание 1 на с. 61 рабочей тетради.

      Дополнительный материал для учителя:

ПОЛОЖЕНИЕ НА РУСИ ПОСЛЕ СМЕРТИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

      Уже вскоре после установления татаро-монгольского ига и в Северо-Восточной Руси, и в южнорусских землях стали вспыхивать стихийные антиордынские восстания, которые все чаще и чаще поддерживались князьями.

      Иногда сами князья и организовывал«эти выступления. Так, жители Галицко-Волынской Руси несколько раз пытались освободиться от татаро-монгольской неволи. Князь Даниил хотя и признал власть Орды, но постоянно стремился выйти из подчинения Сараю. В 50-е гг. XIII в. жители этих мест попытались дать отпор карательному корпусу татар. Но позднее здесь появилось новое сильное ордынское войско и восстановило власть татаро-монголов.

ЛЕТОПИСЬ ОБ ОРДЫНСКИХ НАБЕГАХ (ПЕРЕВОД А. Ю. КАРПОВА)

      В лето 6801 (1293) ходили русские князья в Орду — жаловаться на великого князя Дмитрия Александровича — его младший брат князь Андрей Александрович Городецкий и другие. Царь же выслушал их просьбу и отправил с ними своего брата Дюденя со множеством воинов. И пошли князья из Орды с татарами против брата своего.

      Князь же Дмитрий Александрович был тогда в Переяславле. Услышали об этом переяславцы и разбежались все кто куда. Также и сам великий князь Дмитрий Александрович с дружиной своей побежал ко Пскову. И пришла в смятение вся земля Суздальская…

      Татарская же рать с князем Андреем Александровичем Городецким и с другими князьями пришла к Суздалю и взяла город. А затем взяли татары стольный град Владимир. И церкви разграбили, и книги, и иконы, и кресты честные, и сосуды священные, и всякое узорочье — все разграбили. И села, и погосты, и монастыри все повоевали, и над иноками, и над попадьями надругались. Также и город Юрьев взяли и разграбили. Потом подошли к Переяславлю и стояли у города много дней, потому что не было людей в городе — все разбежались. И затем пошли к Москве. В Москве княжил тогда князь Данило Александрович. Татары обманули князя Данилу и вошли в Москву. И то же зло причинили городу, что и Суздалю, и Владимиру, и другим городам — и взяли Москву всю, и волости, и села…

      И той же зимой ушли татары восвояси.

      II. Развитие Северо-Восточной Руси.

      Рассказ учителя сочетается с работой по карте. Материал излагается в объеме учебника.

      III—IV. Роль Православной церкви в возрождении. Восстановление хозяйства Руси.

      По третьему и четвертому вопросам можно предложить учащимся самостоятельно выполнить работу по изучению нового материала: ознакомиться с текстом учебника. Затем совместно с учителем составляется развернутый план по теме «Развитие сельского хозяйства, ремесла и рост городов Руси в конце XIII — начале XIV в.».