Цель урока: показать начало процесса возрождения Северо-Восточной Руси в конце XIII — начале XIV в.; определить группы населения, экономически заинтересованные в объединении страны; обозначить роль городов в возрождении и объединении Руси; показать роль церкви в возрождении Руси.
Основные понятия: посад, посадские люди.
Оборудование урока: Настенная карта «Русь в XIV—XV вв.».
ХОД УРОКА
Повторение пройденного материала и проверка знаний учащихся проводятся в два этапа:
1. Дифференцированная проверка знаний по теме «Монголо-татарское иго» в форме исторического диктанта, исторического лото и др.
2. Повторительно-обобщающая беседа по вопросу: согласны ли вы с мнением, что политика Александра Невского отвечала государственным интересам Руси? Ответ обоснуйте.
План изучения нового материала:
I. Русь поднимает голову.
II. Развитие Северо-Восточной Руси.
III. Роль православной церкви в возрождении.
IV. Восстановление хозяйства Руси.
I. Русь поднимает голову.
С содержанием первого вопроса учащимся можно предложить познакомиться самостоятельно и подготовить ответы на вопросы:
1. Продолжили ли сыновья Александра Невского дело отца?
2. Сломило ли насилие сопротивление русского народа?
Затем школьники выполняют задание 1 на с. 61 рабочей тетради.
Дополнительный материал для учителя:
ПОЛОЖЕНИЕ НА РУСИ ПОСЛЕ СМЕРТИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Уже вскоре после установления татаро-монгольского ига и в Северо-Восточной Руси, и в южнорусских землях стали вспыхивать стихийные антиордынские восстания, которые все чаще и чаще поддерживались князьями.
Иногда сами князья и организовывал«эти выступления. Так, жители Галицко-Волынской Руси несколько раз пытались освободиться от татаро-монгольской неволи. Князь Даниил хотя и признал власть Орды, но постоянно стремился выйти из подчинения Сараю. В 50-е гг. XIII в. жители этих мест попытались дать отпор карательному корпусу татар. Но позднее здесь появилось новое сильное ордынское войско и восстановило власть татаро-монголов.
ЛЕТОПИСЬ ОБ ОРДЫНСКИХ НАБЕГАХ (ПЕРЕВОД А. Ю. КАРПОВА)
В лето 6801 (1293) ходили русские князья в Орду — жаловаться на великого князя Дмитрия Александровича — его младший брат князь Андрей Александрович Городецкий и другие. Царь же выслушал их просьбу и отправил с ними своего брата Дюденя со множеством воинов. И пошли князья из Орды с татарами против брата своего.
Князь же Дмитрий Александрович был тогда в Переяславле. Услышали об этом переяславцы и разбежались все кто куда. Также и сам великий князь Дмитрий Александрович с дружиной своей побежал ко Пскову. И пришла в смятение вся земля Суздальская…
Татарская же рать с князем Андреем Александровичем Городецким и с другими князьями пришла к Суздалю и взяла город. А затем взяли татары стольный град Владимир. И церкви разграбили, и книги, и иконы, и кресты честные, и сосуды священные, и всякое узорочье — все разграбили. И села, и погосты, и монастыри все повоевали, и над иноками, и над попадьями надругались. Также и город Юрьев взяли и разграбили. Потом подошли к Переяславлю и стояли у города много дней, потому что не было людей в городе — все разбежались. И затем пошли к Москве. В Москве княжил тогда князь Данило Александрович. Татары обманули князя Данилу и вошли в Москву. И то же зло причинили городу, что и Суздалю, и Владимиру, и другим городам — и взяли Москву всю, и волости, и села…
И той же зимой ушли татары восвояси.
II. Развитие Северо-Восточной Руси.
Рассказ учителя сочетается с работой по карте. Материал излагается в объеме учебника.
III—IV. Роль Православной церкви в возрождении. Восстановление хозяйства Руси.
По третьему и четвертому вопросам можно предложить учащимся самостоятельно выполнить работу по изучению нового материала: ознакомиться с текстом учебника. Затем совместно с учителем составляется развернутый план по теме «Развитие сельского хозяйства, ремесла и рост городов Руси в конце XIII — начале XIV в.».
Поделиться с друзьями: