Цель урока: показать учащимся, что в XVI в. русская культура и быт сохраняли в основном традиционные черты, но все более явственно в них проступали новые явления. Наиболее важные изменения связаны с развитием образования, появлением книгопечатания, созданием новых литературных произведений (Домострой, Лицевой летописный свод, публицистика), достижениями в архитектуре и живописи.
Основные понятия: книгопечатание, Домострой, публицистика.
ХОД УРОКА
Подготовка к уроку проводится за 3—4 недели. Учащиеся получают задания подготовить на основе дополнительной литературы сообщения о наиболее важных явлениях в русской культуре и быте XVI в. С такими сообщениями могут выступить как учащиеся, интересующиеся историей, так и те учащиеся, которые должны исправить отметки к концу изучения курса. Помимо основного докладчика, по каждой теме назначаются учащиеся, которые должны задавать вопросы докладчику и дать оценку его сообщению.
Возможные темы сообщений:
1. События русской истории XVI в. в произведениях народного творчества.
2. Иван Федоров и начало русского книгопечатания.
3. XVI в. — век публицистики.
4. Общественно-политические взгляды Ивана Пересветова.
5. О чем спорили Иван Грозный и Андрей Курбский?
6. Русская архитектура XVI в.
Поделиться с друзьями: