+7 9049939604
konashkov.85@mail.ru
652449, Кемеровская область, Крапивинский район, пгт Зеленогорский, ул. Центральная, д.29
ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В 80—90-х гг.
Сайт учителя истории МБОУ "Зеленогорская СОШ" Конашкова Р. В.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В 80—90-х гг.

 

Цель урока: сформировать представление об изменениях, происшедших в общественном движении в 80—90-х гг. XIX в.

План урока: 1. Кризис революционного народничества. 2. Изменения в либеральном движении. 3. Распространение марксизма в России. 4. Консервативное движение.

Основные знания: разгром революционного народничества; содержание письма Исполнительного комитета «Народной воли» к Александру III; разногласия в либеральном движении после убийства Александра II; новые формы либерального движения; первая марксистская организация «Освобождение труда», ее программа и деятельность; новые черты в консервативном движении.

Основные понятия: теория «малых дел»; марксизм; «Священная дружина».

Основные даты: сентябрь 1883 г. — создание в Женеве марксистской группы «Освобождение труда».

Персоналии: Г. В. Плеханов.

Литература для учителя: Политическая история России / Отв. ред. В. В. Журавлев. — М., 1998.

Методические приемы организации урока

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания.

1. Перед изучением нового материала учитель формулирует проблемное задание: в ходе работы над новым материалом сделать сравнение между состоянием общественного движения в 70-х и 80—90-х гг. XIX в. Обратить внимание на новые черты, появившиеся в революционном, либеральном и консервативном движениях.

Первый вопрос можно изучить, сочетая рассказ учителя с работой над документом (задание 2 § 34 в рабочей тетради). Учащиеся устно отвечают на вопросы к документу, а дома, для закрепления материала, дают письменные ответы.

2. Второй вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника. Для закрепления можно провести беседу: в чем проявились разногласия среди крупнейших либеральных деятелей после убийства Александра II? Почему либералы перестали требовать немедленного введения конституции? Как изменились формы работы либеральной интеллигенции? Какие изменения произошли в земском движении? Каковы последствия ухода либералов от открытой политической борьбы?

3. Третий вопрос можно изучить, сочетая рассказ учителя с работой над документом 1 в конце § 34. Можно также организовать работу над документом, помещенным в рабочей тетради (задание 2 § 34). Целесообразно это сделать путем коллективного обсуждения вопросов к документу. Письменную работу можно предложить в качестве домашнего задания.

4. Четвертый вопрос можно изучить, сочетая рассказ учителя с работой над документом 2 в конце § 34. В конце урока учитель организует обсуждение проблемного задания.