+7 9049939604
konashkov.85@mail.ru
652449, Кемеровская область, Крапивинский район, пгт Зеленогорский, ул. Центральная, д.29
ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Сайт учителя истории МБОУ "Зеленогорская СОШ" Конашкова Р. В.

ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

 Цель урока: сформировать представление о развитии просвещения во второй половине XIX в.; на конкретных примерах показать достижения русской науки второй половины XIX в.

План урока: 1. Развитие образования. 2. Успехи естественных наук. 3. Развитие географических знаний. 4. Развитие гуманитарных наук.

Основные знания: трудности и успехи в развитии образования, уровень грамотности населения России; успехи естественных наук второй половины XIX в., практическое применение научных достижений; экспедиции и исследования русских путешественников; развитие исторической науки.

Основные понятия: естественные науки; гуманитарные науки.

Литература для учителяКосова Г. Р. Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР: 7—10 классы. — М., 1987; Очерки истории русской культуры второй половины XIX в. — М., 1976.

Методические приемы организации урока

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания.

1. Первый вопрос можно изучить, сочетая различные методы: беседу, рассказ учителя, работу с документом 1 в конце § 36, заполнение таблицы и схемы (задания 1 и 2 § 36 в рабочей тетради). Вопросы для беседы: какие типы начальных учебных заведений существовали после проведения школьной реформы? На чьи деньги они содержались? Какие сословия обучались в начальных школах? Затем учитель предлагает прочитать документ 1 в конце § 36 и ответить на вопросы к нему. Необходимо также задать вопрос: в чем принципиальное различие между земскими и церковно-приходскими школами? В ходе беседы учащиеся выполняют задание 1 § 36 в рабочей тетради.

Рассказав об успехах земских школ, учитель продолжает беседу: какие типы средних учебных заведений существовали в пореформенной России? Чем различались классические и реальные гимназии (училища)? Какие сословия обучались в средних учебных заведениях? Когда был издан циркуляр «о кухаркиных детях»? Какова была цель этого документа? Что такое университетская автономия? Какую политику проводило правительство Александра III в отношении высших учебных заведений?

Затем учитель делает вывод об уровне грамотности населения России, учащиеся выполняют задание 2 § 36 в рабочей тетради.

2. Второй вопрос учитель начинает с объяснения понятия «естественные науки», затем освещает новый материал сам, опираясь на материал учебника. В ходе рассказа учителя учащиеся заполняют таблицу в рабочих тетрадях (задание 3 § 36). В конце объяснения можно обсудить вопросы: каковы причины высоких достижений русских ученых? Как использовались научные открытия в жизни людей?

3. Приступая к изложению нового материала, целесообразно провести повторение пройденного: какие крупнейшие географические открытия были сделаны русскими учеными в первой половине XIX в.? Рассказ учителя о развитии географических знаний во второй половине XIX в. сопровождается работой с картой «Маршруты русских путешественников и исследователей». Для закрепления материала учащиеся выполняют задание 4 § 36 в рабочей тетради.

4. В ходе рассказа учителя о развитии гуманитарных наук учащиеся заполняют таблицу в рабочих тетрадях (задание 5 § 36). В конце объяснения можно обсудить вопрос: как вы думаете, чем объясняется интерес общества к гуманитарным, и в частности историческим, наукам во второй половине XIX в.?