Цель урока: уяснить, что основным противоречием нэпа было несоответствие между относительной экономической и социальной либерализацией и сохранением жесткого авторитарного режима; понять причины, предпосылки и принципы построения СССР; уяснить суть борьбы за власть в большевистском руководстве и причины возвышения И. В. Сталина.
Основные знания: эволюция взглядов В. И. Ленина на сущность нэпа; содержание резолюции Х съезда РКП(б) «О единстве партии»; утверждение однопартийной политической системы; причины, предпосылки и принципы построения СССР; сущность авторитарного режима; основные этапы борьбы в большевистском руководстве после смерти Ленина.
Основные понятия: однопартийная система; авторитарный режим; «план автономизации»; федерация; унитарное государство.
Оборудование урока: рабочая тетрадь (вып. 1, § 21); хрестоматия, карта «Образование СССР (1922—1940 гг.)».
Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно предложить отдельным учащимся выполнить задания 7 (с. 92), 8 (с. 92—93), 11 (с. 95) в рабочей тетради (вып. 1), а также провести проверочное тестирование.
|
1. |
Почему события весны 1921 г. были оценены В. И. Лениным как «самый большой внутренний политический кризис советской власти»? |
|
2. |
Какие из перечисленных ниже мероприятий были характерны для новой экономической политики? |
|
3. |
В каком секторе народного хозяйства в годы нэпа преобладал частный капитал? |
|
4. |
В период нэпа в Петрограде было создано всего лишь шесть совместных предприятий (концессий). Почему не было притока иностранного капитала в нашу страну? |
|
5. |
Как назывались созданные в годы нэпа государственные промышленные предприятия, функционировавшие на принципах хозрасчета и самоокупаемости? |
|
6. |
Какой процесс стал ведущим в деревне в период нэпа? |
План изучения нового материала
1. Политический смысл нэпа. 2. Формирование однопартийной политической системы. 3. Образование СССР. 4. Борьба за власть в большевистском руководстве. Возвышение И. В. Сталина.
1. Первый вопрос учитель излагает, опираясь на материал учебника. В ходе объяснения нового материала учащиеся выполняют задания 1 (с. 95) и 2 (с. 96) в рабочей тетради (вып. 1).
2. Второй вопрос изучается путем сочетания рассказа учителя и выполнения задания 4 (вып. 1, с. 97) в рабочей тетради.
3. По вопросу образования СССР возможна организация самостоятельной работы учащихся с текстом учебника, исторической картой и рабочей тетрадью (вып. 1, задания 5, 6 (с. 98), 7 (с. 99), 9 (с. 101)).
4. Четвертый вопрос учитель объясняет, опираясь на материал учебника. Объяснение сущности авторитарного режима, существовавшего в СССР в 20-е гг., целесообразно сопровождать заполнением схемы в рабочей тетради на с. 100 (вып. 1, задание 8). Можно дополнить материал учебника рассказом о болезни Ленина и содержании так называемого ленинского «Завещания».
Внутрипартийная борьба. В мае 1922 г. тяжело заболел В. И. Ленин. Только в начале октября он начал постепенно возвращаться к делам, но в декабре новый приступ болезни вновь вывел его из строя. Врачи разрешали ему работать лишь несколько минут в сутки. Одним из главных вопросов, волновавших Ленина на пороге смерти, был вопрос о своем преемнике. С 23 по 25 декабря 1922 г. он диктует «Письмо к съезду», названное позже ленинским «Завещанием». В письме он дал характеристику шести членам ЦК, из которых выделил двух самых выдающихся вождей ЦК — Сталина и Троцкого. Однако Ленин считал, что соперничество между ними может привести партию к расколу. Он выразил неуверенность в том, что Сталин, занимая пост генсека и сосредоточив в своих руках необъятную власть, сможет всегда достаточно осторожно пользоваться ею. Через десять дней в добавлении к «Письму...» Ленин высказался еще более резко и прямолинейно: «Сталин слишком груб, и этот недостаток... становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю... назначить на это место другого человека...» Впрочем, весьма значительные недостатки, препятствующие единоличному управлению партией, Ленин отметил и у других членов ЦК. Опасения Ленина во многом оправдались.
Рассказывая о смерти Ленина и о ленинском призыве в партию, учитель задает вопросы: какова была цель ленинского призыва в партию? Как вы думаете, к каким последствиям привело изменение численного и социального состава РКП(б)? Почему инициатором этого акта выступил именно И. В. Сталин?
Рассказав о партийной борьбе, учитель задает уточняющий вопрос: являлись ли внутрипартийные разногласия спором о путях дальнейшего развития страны или же это была борьба за власть? Выслушав ответы учащихся, можно спросить, почему в этой борьбе победу одержал Сталин.
Заключительным этапом урока может стать дискуссия: согласны ли вы с высказыванием У. Черчилля о Ленине: «Русские люди остались барахтаться в болоте. Их величайшим несчастьем было его рождение, но следующим несчастьем была его смерть»?
Поделиться с друзьями: