Цель урока: показать причины междоусобной борьбы русских князей; значение Любечского съезда князей; реформаторский характер деятельности Владимира Мономаха.
Основные понятия: съезд князей, крестовый поход, реформы, реформатор.
Оборудование урока:
1. Настенная карта «Киевская Русь в IX — начале XII в.».
2. Таблички с датами.
ХОД УРОКА
Проверка знаний учащихся проводится по следующему плану:
1. Церковная организация на Руси — ответ одного учащегося у доски с использованием схемы на магнитной доске или в рабочей тетради на с. 28.
2. Фронтальное повторение по теме «Первый митрополит из русских».
Возможные вопросы для беседы:
1. Кто и в каком году стал первым митрополитом из русских?
2. Что вы знаете о нем?
В случае затруднений можно задать вопросы:
3. Чем Иларион обратил на себя внимание великого князя?
4. Одним из любимых чтений русских людей было «Слово о Законе и Благодати». Что легло в основу этого произведения?
Проверка домашнего письменного задания:
задание 2 на с. 28 рабочей тетради — I вариант,
задание 4 на с. 29 рабочей тетради — II вариант.
План изучения нового материала:
I. Распри князей.
II. Любечский съезд князей.
III. Русский крестовый поход в степь.
IV. Восстание 1113 г. в Киеве.
V. Владимир Мономах — великий князь.
I. Распри князей.
По первому вопросу целесообразно организовать самостоятельную работу учащихся с текстом учебника с последующей беседой по вопросам:
1. Какие последствия имели усобицы для развития хозяйства Руси?
2. Как связаны между собой усобицы князей и набеги половцев?
В более подготовленном классе возможен рассказ учителя с использованием текста летописи и дополнительного материала о половцах и распрях князей.
Дополнительные материалы для учителя:
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
О ПОХОДЕ ПОЛОВЦЕВ НА РУСЬ
В 1093 г. (ПЕРЕСКАЗ А. Ю. КАРПОВА)
В это время пришли на Русь Половцы. Услыхали они, что умер князь Всеволод, и прислали послов к Святополку с миром. Святополк же, не посоветовавшись со старшей дружиной отца своего и дяди, а послушав совета тех, кто пришел вместе с ним из Турова, схватил послов и посадил в темницу. Узнали об этом Половцы и начали воевать Русскую землю. Великое множество их окружило То́ркский город (жили в нем крещеные Торки, подвластные Киевскому князю). Святополк, желая мира, отпустил Половецких послов. Но Половцы уже не захотели мира. Тогда Святополк стал собирать свое войско. И сказали ему разумные мужи:
— Мало воинов у тебя, княже, не пытайся идти против Половцев!
Святополк отвечал им:
— Семьсот воинов могу выставить!
Ему же на это так сказали:
— Если бы и восемь тысяч мог ты выставить против Половцев, и то было бы мало: оскудела земля наша от войн и от тягот. Пошли к брату своему двоюродному Владимиру, чтобы он тебе помог.
Святополк послушался совета и послал за помощью к князю Владимиру Мономаху. Владимир с братом Ростиславом собрали дружины и пришли к Киеву.
Встретились князья у монастыря Святого архангела Михаила. И начались между ними ссоры и распри. И сказали князьям разумные мужи:
— Почто ссоритесь между собой? А поганые губят Русскую землю! После уладитесь, а сейчас идите против Половцев — либо с войной, либо с миром.
И уладились князья друг с другом, и целовали крест честно́й.
Владимир хотел мира, а Святополк — войны. Пришли князья к реке Сту́гне, к Трепо́лью, и собрали дружины свои на совет, собираясь переправиться через реку. Владимир так стал говорить:
— Пока за рекою стоим, в силе, заключим мир!
И присоединились к его совету разумные мужи.
Киевляне же не захотели слушать их, но сказали так:
— Хотим биться! Переправимся через реку!
И приняли совет их. Переправились князья через реку, которая в ту пору переполнилась водою и вышла из берегов. Изготовили полки и двинулись на Половцев. По правую руку пошел Святополк, по левую — Мономах, а посередине — Ростислав. Навстречу им вышли Половцы, а впереди у них — стрельцы со стрелами. Наши встали между валами и подняли свои стяги. И вышли стрельцы из-за вала. И Половцы тоже подняли свои стяги. И началась лютая сеча. Сперва насели Половцы на Святополка и сокрушили полк его. Крепко держался Святополк, но, не стерпев натиска, побежали воины его, а за ними — и сам князь. Затем насели Половцы на Владимира. И, не выдержав, побежали и Владимир с Ростиславом, и все воины их. И прибежали к реке Стугне, и пошли вброд через реку. И стал Ростислав тонуть на глазах у Владимира. Хотел Владимир подхватить брата своего, но едва сам не утонул. Так погиб князь Ростислав. Уже после нашли в реке тело его и перенесли в Киев. И горько плакали о нем мать его и все люди, потому что был Ростислав еще совсем юн.
Князь Владимир переправился через реку с остатками дружины — потому что многие из воинов и бояр его погибли в этой битве. И заплакал князь о брате своем и о дружине. И вернулся к Чернигову в великой печали. Святополк же укрылся в Треполье и пробыл здесь до вечера, а той же ночью возвратился в Киев.
Увидели Половцы, что победили, и пустились разорять Русскую землю. А часть их вернулась к Торкскому городу. Крепко бились Торки из осажденного города, убивая много врагов. Половцы переняли воду, и стали люди изнемогать от голода и жажды. И послали горожане весть к князю Святополку:
— Если не пришлешь нам еды, то сдадимся!
Святополк послал им еды, но нельзя было никак пробраться в город из-за множества врагов. И стояли Половцы у города девять недель. И разделились: часть из них осталась у города, а часть двинулась к Киеву. Святополк вышел навстречу им. Сошлись полки друг против друга, и началась битва. И побежали наши перед иноплеменниками, и многие погибли тут — еще больше, чем у Треполья. Святополк только сам-третий1 вернулся в Киев.
Это Бог напустил на нас поганых — за грехи наши. Потому и посланы людям мучения — одним плен, другим горькая смерть; иные трепещут, глядя на убиваемых, иные от голода и от жажды изнемогают. И сотворился плач великий в земле нашей, и бежали мы в страхе перед врагами своими. Города и села опустели, нивы и пастбища, прежде обильные, заросли травою, и лишь дикие звери находили приют в них. И был слышен по всей земле плач по убитым, погибшим от поганых иноплеменников…
Половцы же, повоевав Русские земли, вернулись к Торкскому городу. Изнемогли люди в городе и сдались врагу Половцы, заняв город, запалили его огнем, а людей между собой поделили и повели в кочевья свои. Страждущие, печальные, измученные, оцепеневшие от холода, голода и жажды, с осунувшимися лицами и почерневшие телом, нагие, босые, с ногами, изрезанными тернием, в стране незнаемой со слезами говорили они друг другу: «Я был из того города», или: «Я — из того села». И так спрашивали они друг друга кто из какого рода, и, вздыхая, поднимали глаза к небу, надеясь на одного Бога… А на другой год заключил князь Святополк мир с Половцами и взял себе в жены дочь Тугоркана, князя Половецкого.
ПОЛОВЦЫ
Со времени этой междоусобной борьбы половцы стали постоянно вмешиваться в борьбу русских князей друг с другом.
Впервые орды тюрков-половцев появились на Руси в 1061 г. Это были также выходцы из азиатских степей, и пришли они в Северное Причерноморье тем же путем, что и другие степные кочевники. Они добили печенегов и окончательно оттеснили их на Запад. Но именно они стали постоянными южными соседями Руси. На русских границах появился новый многочисленный, беспощадный и коварный враг. Главные кочевья половцев расположились по берегам Дона и между низовьями Дона и Днепра, а также между Днепром и Дунаем. Орды половцев были значительно многочисленнее печенегов, и каждый год их количество возрастало. С Востока подходили все новые и новые орды.
Осенью, когда их кони после привольных летних пастбищ были сыты, начиналась пора набегов, и горе было тем, кто вставал на пути кочевников. Перед ними трепетала Византия, Венгрия, Болгария. Принесли они несчастье и Руси.
В поход поднимались все взрослые половцы. Их конные лавины внезапно возникали перед изумленным и испуганным врагом. Вооруженные луками и стрелами, саблями, арканами, короткими копьями половецкие воины с пронзительным криком бросались в бой, стреляя на скаку из луков, засыпая врага тучей стрел. Сокрушив противника, они шли «облавой» по городам и селам, грабя и убивая людей, угоняя их в плен. Они мгновенно исчезали как и появлялись, а на месте набегов оставались развалины и пожарища, и тянулись вслед за кочевниками следы многочисленных пленников, которых потом продавали на южных базарах.
Кочевники не любили сражаться с большим и хорошо организованным войском. Напасть врасплох, смять численно слабого противника, подавить его, разъединить вражеские силы, заманить в засаду, уничтожить — так они вели свои войны. Их разведка была великолепна. Они изо дня в день наблюдали за русскими пограничными городами, знали — в городе князь и его дружина или ушли из города против другого противника, и если это случалось, половцы были тут как тут. Но если половцы сталкивались с сильным противником и вынуждены были отступать, они умели обороняться: быстро составляли свои телеги в несколько кругов, накрывали бычьими шкурами, чтобы враг не мог их поджечь, и укрывались внутри этого кольца, отчаянно отбивались от неприятеля.
В прежние времена такое очередное нашествие кочевников поставило бы Русь на грань катастрофы. Но теперь Русь уже была не та. Она представляла собой сильное и единое государство, с большими, хорошо укрепленными городами, сильной армией, хорошей системой сторожевой службы. Теперь кочевники и Русь начали сосуществовать. Их отношения были то мирными, то враждебными. Между половецкой степью и Русью шла оживленная торговля, население широко общалось в приграничных районах. Русские князья и половецкие ханы начали заключать между собой династические браки. Так, после смерти своей жены, византийской принцессы, Всеволод Ярославич женился на дочери половецкого хана.
Но стоило на Руси ослабнуть великокняжеской власти или начаться распре между князьями, половцы начинали набеги на русские земли. Они участвовали в междоусобной борьбе на стороне то одного, то другого князя, а заодно грабили русские земли. Князья все чаще стали приглашать половцев на Русь в борьбе друг с другом.
КНЯЗЬ ОЛЕГ СВЯТОСЛАВОВИЧ
После поражения от своих дядей Изяслава и Всеволода в 1078 г. князь Олег укрылся в Тмутаракани. Но на этот раз с ним не было ни дружины, ни союзников, ни друзей, один из его братьев также погиб в этой борьбе. Самого же Олега схватили в городе враги и увезли в Константинополь, а там продали в рабство на один из греческих островов. Но Олег сумел вернуться в родные края. Он женился на знатной гречанке, выкупился из плена и вместе с женой вернулся в Тмутаракань. Там он укрепился, отомстил обидчикам, захватившим его в плен, и утвердил свою власть в городе. Все мечты его были направлены на возвращение отцовского города.
Олег был горячим, пылким, рискованным князем. Это был смелый витязь, но чрезвычайно честолюбивый и обидчивый человек. В гневе он крушил все направо и налево. Если была задета его честь, его право на первенство, он не останавливался ни перед чем. На второй план отступали мудрость, благоразумие, интересы Родины. Таким он и вошел в русскую историю. И пока был жив Олег, междоусобицы и распри постоянно угрожали Руси.
ВОЙНА РУССКИХ КНЯЗЕЙ ПРОТИВ ОЛЕГА
В 1096 г., стремясь перехватить у половцев военную инициативу, русские князья решили объединенными силами вновь нанести им удар в глубине степей. Но Олег снова ответил отказом, и тогда киевско-переяславское войско вместо похода в степь двинулось на Чернигов, чтобы отнять его у Олега. Боясь заговора внутри Чернигова, Олег бежал в соседний город Стародуб и там заперся со своей дружиной. Но князья обложили город, и после долгой осады Олег сдался.
Теперь князья отняли у него Чернигов и определили ему жить в лесном Муроме, подальше от половецкой степи. Пока же в Муроме княжил сын Мономаха Изяслав, Олега направили к младшему брату в Смоленск. А это означало, что у мятежного князя вообще не было никакого города. Это было нестерпимо честолюбивому князю, и он только ждал возможности, чтобы добиться своих прав силой. И такая возможность наступила в этом же году: две большие половецкие орды, соединив свои усилия, двинулись на Русь. Донская орда во главе с Тугорканом пошла «облавой» по переяславским землям; приднепровская же орда во главе с ханом Боняком напала на Киев.
Боняк осадил Киев, захватил и ограбил Киево-Печерский монастырь. Братья к этому времени отбили от Переяславля одну орду и бросились на выручку Киева, однако Боняк, нагруженный добычей, ушел раньше, чем здесь появились русские дружины.
И в это время Олег поднял новый мятеж. Он бежал из Смоленска и направился к Мурому. Ему навстречу вышел сын Мономаха Изяслав. Около Мурома дружины Олега и Изяслава встретились в решающей битве. Олег одолел муромскую дружину малоопытного и молодого Изяслава. Сам муромский князь пал в бою. Мономах лишился в междоусобной борьбе первого сына. Олег взял Муром и другие города Северо-Восточной Руси, которые принадлежали Мономаху.
Весть о гибели сына потрясла Владимира, но он вместо того, чтобы взяться за меч и отомстить обидчику, взялся за перо.
Мономах написал Олегу письмо, в котором обращался к нему со словами мира и страдания. Он предлагал не губить Русскую землю, сам же обещал не мстить за сына, полагая, что смерть воина в бою — естественное дело. Мономах призывал Олега положить конец кровопролитию, договориться миром. Он признавал во многом свою неправоту, но одновременно писал о несправедливостях и жестокостях Олега. Но двоюродный брат и на этот раз ответил отказом. Он шел по северо-восточным землям, громя их и выгоняя оттуда наместников Мономаха. И тогда в поход на Олега двинулось все Мономахово племя. Сам Владимир не принял участия в походе, а поручил сокрушить Олега своим сыновьям. Дал он им и свой личный стяг.
В битве в муромских лесах сыновья Владимира Мономаха разбили дружину Олега. В решающий момент они вынесли на поле боя стяг отца, и воины Олега дрогнули, думая, что это идет сам непобедимый князь. Олег бежал и вскоре запросил мира, поклявшись на кресте, что он выполнит любое указание князей.
II. Любечский съезд князей.
По второму вопросу можно организовать комментированное чтение пункта 2 § 10 и работу по иллюстрации учебника «Съезд князей накануне очередного похода на половцев» (художник А. Д. Кившенко). Учащиеся отвечают на следующие вопросы:
1. Мог ли киевский князь вмешиваться в дела других княжеств?
2. Оставался ли киевский князь юридически главным правителем Руси?
3. Что могли обсуждать князья на своем съезде? (По рисунку.)
При наличии времени и в подготовленных классах, а также в качестве задания для сообщения учащимся, интересующимся историей, можно использовать материал об ослеплении князя Василька Теребовльского. Это преступление потрясло тогдашнее русское общество и является одним из знаковых событий русской истории.
Дополнительные материалы для учителя:
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
ОБ ОСЛЕПЛЕНИИ ВАСИЛЬКА
И ДЕЙСТВИЯХ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА
(ПЕРЕСКАЗ А. Ю. КАРПОВА)
Князь Святополк Изяславич с князем Давыдом Игоревичем пришли в Киев. Все люди радовались миру в Русской земле. Только дьявол один печалился. И вот забрался дьявол в сердца злым людям, и стали те наговаривать князю Давыду на племянника его, князя Василька Теребовльского: дескать, замышляет Василько зло с Владимиром Мономахом против Давыда и против Святополка. Поверил Давыд лживым наветам и начал так говорить князю Святополку:
— Послушай, брат! Замыслил Василько и тебя убить, и меня. Вот уже сговорились они против нас с князем Владимиром!
Святополк был в смущении, не зная, правда ли то, о чем говорил ему князь Давыд, или нет. Давыд же еще так убеждал Святополка:
— Пока не схватим Василька, не будет ни тебе княжения в Киеве, ни мне на Волыни.
Поверил Святополк Давыдовым словам, и стали они вместе замышлять против Василька.
Василько же о том не знал, и князь Владимир Мономах тоже.
4 ноября князь Василько приехал в Киев — помолиться в монастыре Святого архангела Михаила. Отобедав, он к вечеру возвратился к своим обозам, готовясь на следующий день отправиться домой.
Наутро князь Святополк послал к Васильку гонца с такими словами:
— Дождись именин моих, тогда и отправляйся в путь. (А было это как раз незадолго до именин князя Святополка.)
Василько отвечал:
— Не могу медлить. Как бы не случилось войны в земле моей.
И сказал Святополку Давыд:
— Вот видишь, брат, даже здесь, под рукой твоей, не слушается тебя Василько. А ведь он младше тебя. Если вернется он в свой город, то, помяни мое слово, отнимет города наши. Призови его к себе, схвати и отдай мне!
И опять послушался его Святополк, и вновь послал к Васильку:
— Если не хочешь дождаться именин моих, то хоть приди ко мне. Поздороваемся да посидим вместе с князем Давыдом.
Василько обещал прийти, не ведая об обмане. Сел он на коня и отправился к Святополку. По дороге встретил князя отрок его и стал отговаривать:
— Не езжай, княже! Хотят Святополк и Давыд схватить тебя.
Василько не поверил ему и подумал так:
«Как же могут меня схватить? Ведь только что целовали мы крест честной, что будем жить в мире друг с другом!» Перекрестился князь и сказал:
— Да будет на все воля Божья.
И вот приехал князь Василько с малой дружиной на двор княжий. Святополк встретил его и проводил в свою избу. И князь Давыд вошел с ними. Уселись князья, и Святополк опять стал просить Василька:
— Останься, брат, до именин моих!
Василько же снова стал отказываться:
— Не могу, брат, уже и возы я вперед отправил.
Давыд же сидел молча, словно немой. И тогда сказал Святополк:
— Ты хоть позавтракай с нами, брат!
Василько согласился. Святополк вышел из избы, будто бы распорядиться об угощении. Остались в избе Давыд с Васильком. Начал Василько разговаривать с Давыдом, но Давыд сидел как каменный: ни слова не произнес и не слушал ничего. И, посидев так, в молчании, встал Давыд и сказал:
— Где же брат наш? Пойду за ним, а ты посиди пока.
И только вышел Давыд из избы, заперли за ним двери…
И заковали Василька в двойные оковы, и приставили к нему сторожей на ночь.
На следующее утро собрал князь Святополк бояр и всех людей киевских и поведал им о том, что говорил ему Давыд: будто хочет князь Василько убить его и города у него отнять.
Бояре так отвечали князю:
— Тебе, княже, подобает беречь свою жизнь. Если правда то, что сказал Давыд, то достоин Василько смерти. Если же солгал Давыд, то будет он ответ держать перед Богом и сам от него наказание примет!
Игумены же киевские стали заступаться за Василька и просить Святополка отпустить его. Узнал про это Давыд и начал подучать Святополка ослепить Теребовльского князя:
— Если отпустишь его, то несдобровать нам!
Святополк же не знал, что делать. И решил Давыд опередить его. В ту же ночь схватили Василька и повезли к Белгороду, что возле Киева. Привезли его в телеге и, закованного, ввели в избу. И когда сел Василько в избе, увидел он овчаря Святополкова, по имени Бере́ндий, который острил нож. Понял Василько, что хотят ослепить его, и взмолился к Богу с плачем великим и стенанием. Вошли в избу Снови́д, конюх Святополков, и Дмитр, конюх Давыдов, и начали расстилать ковер на полу. А расстелив ковер, схватили Василька и хотели повалить его. Василько стал бороться с ними, и не могли его одолеть. Тогда вбежали в избу еще люди и повалили Василька наземь.
Связали его, сняли с печи доску и положили ему на грудь. И сели по обе стороны доски Сновид и Дмитр, но опять не могли удержать Василька. Тогда сняли другую доску с печи и еще двое сели на нее. И так придавили Василька, что даже кости затрещали в груди у него.
И подступил к нему Берендей, держа нож в руке, и хотел поразить его в глаз, но промахнулся и сильно поранил лицо. А затем ударил ножом в очи и вынул обе зеницы. И был князь Василько словно мертвый.
Взяли его вместе с ковром и так, словно мертвого, положили на телегу и повезли в город Владимир, на Волынь.
По пути остановились в каком-то городке, на торговой площади. Сняли с Василька окровавленную рубашку и отдали попадье — стирать. Попадья, выстирав, отнесла рубашку князю и заплакала над ним как над мертвым. Очнулся Василько и спросил:
— Где я?
Попадья ответила ему. И попросил князь испить водицы, и так, мало-помалу, пришел в себя. Нащупал он рукой рубашку и промолвил:
— Зачем сняли с меня рубашку? Пусть бы в ней, окровавленной, я смерть принял и предстал перед Богом!
И снова повезли его на телеге по неровному, ледяному пути, потому что был тогда месяц грудень — ноябрь. И привезли на Волынь, в городВладимир-Волынский. И повелел князь Давыд стеречь его, и приставил 30 сторожей к нему и еще двух отроков княжих.
Услыхал князь Владимир Мономах про то, как схвачен был Василько и как ослеплен, и ужаснулся. И, заплакав горько, так сказал:
— Такого зла не бывало еще в земле Русской ни при дедах, ни при отцах наших! Если не искореним зла этого, то еще большее зло случится среди нас, и начнет брат брата убивать, и погибнет земля Русская! А враги наши, Половцы, захватят всю землю нашу.
И, не медля, послал к князю Олегу Святославичу и к брату его, веля им скорее прийти с дружинами своими.
Собрали те дружины и пришли к Мономаху. И послали князья в Киев, к князю Святополку, с такими словами:
— Зачем сотворил ты такое злодейство в Русской земле? Зачем ослепил брата своего? Не в Василька одного ты вонзил нож, но во всех нас! Если была на нем какая вина, то обличил бы его перед всеми князьями, а мы сообща рассудили бы вас.
Святополк стал оправдываться, виня во всем одного Давыда:
— Так говорил мне князь Давыд: дескать, Василько тебя убить хочет и землю твою занять. Да и не я ослепил Василька, но он, Давыд; к себе, на Волынь, он и увез его.
Отвечали на это Владимир и другие князья:
— Не оправдывайся, будто не ты, а Давыд злодейство совершил. Не в Давыдовом городе Василько схвачен, не в Давыдовом городе ослеплен, но в твоем городе, в земле твоей!
На следующий день изготовились князья идти на Святополка. Святополк хотел бежать из Киева, но не дали ему этого сделать киевляне. Послали киевляне к Владимиру мачеху его, вдову князя Всеволода, и митрополита Николу с такими словами:
— Молим, княже, тебя и братьев твоих: не губите Русскую землю! Если начнете воевать друг с другом, то лишь поганые Половцы рады будут тому и завоюют землю, которую стяжали отцы и деды ваши трудом великим и ратными подвигами.
Услыхал эти слова князь Владимир, и заплакал, и так сказал:
— Воистину так! Отцы наши и деды сохранили землю нашу, а мы ее погубить хотим.
И согласился на мольбу княгини, потому что почитал ее словно мать, в память об отце своем. И митрополита также почитал, и весь чин церковный. И примирился князь Владимир с киевлянами. Святополку же так велели князья:
— Раз не на тебе вина, а на Давыде, иди сам против него. И либо в плен Давыда захвати, либо изгони из земли его!
Святополк согласился. Заключили князья мир и целовали на этом крест честной.
III. Русский крестовый поход в степь.
Этот вопрос учащиеся могут изучить самостоятельно, знакомясь с материалом учебника (пункт 3 § 10) и подготовив ответы на вопросы:
1. Почему поход против половцев был назван крестовым?
2. Кто принял участие в походе в 1111 г.?
3. Каков результат похода?
Вопросы желательно записать на доске до начала самостоятельной работы по изучению нового материала.
IV. Восстание 1113 г. в Киеве.
О восстании в Киеве в 1113 г. учитель рассказывает по традиционному плану:
1. Причины восстания.
2. Участники.
3. Ход восстания.
4. Результат.
Дополнительный материал для учителя:
ВОССТАНИЕ В КИЕВЕ В 1113 г.
Различные княжеские группировки, не обращая внимания на тяжелое положение простых людей, начали борьбу за власть. Одни хотели посадить на киевский престол старшего из Рюриковичей Олега Черниговского, но он постоянно болел, его брат Давыд вообще отошел от политических дел. Было немало сторонников и у Владимира Мономаха, который был третьим по старшинству князем на Руси. Гонцы без конца сновали между Киевом, Черниговым и Переяславлем. Киев разделился на различные княжеские партии. А в это время тревожно загудел торгово-ремесленный Подол, нижняя часть го рода, где жили мелкие торговцы, ремесленники, разного рода работные люди, городская беднота.
Там прошел слух, что бояре сносятся с Олегом, что они поддерживают ростовщиков, которые мучили народ. Сотни людей с топорами, косами, вилами, палками в руках двинулись в центр Киева. Раздавались угрозы по адресу бояр, ростовщиков. Толпа разгромила дворы бояр и ростовщиков, удар пришелся и по еврейским купцам и ростовщикам, которые заперлись в киевской синагоге. В Софийском соборе по зову митрополита сошлись бояре и старшие дружинники, епископы, игумены монастырей. Их решение было однозначным: немедленно звать в Киев Мономаха; только он, князь — воин и патриот, мог унять начавшееся выступление народа. Но поначалу переяславский князь не внял этому призыву. Он боялся вновь ввергнуть страну в междоусобицу, если бы вдруг Святославичи, бывшие старше его в роду, опротестовали это решение. Страшился он и киевской верхушки, которая долгие годы служила его скрытому противнику Святополку. У него также не было желания противопоставлять себя восставшим киевлянам.
На следующее утро народ снова высыпал на улицы Киева. В осаде оказался княжеский дворец. Большая толпа бросилась в сторону монастырей. Мятеж нарастал, вовлекая в свой водоворот все новые и новые сотни людей. Пробудились окрестные слободы и деревни, поднялись против своих господ смерды, закупы, рядовичи. Должники отказывались выплачивать проценты и расправлялись с наиболее ненавистными заимодавцами, холопы вышли из повиновения господам.
И вновь митрополит собрал верхушку города. Было принято решение пригласить Мономаха в Киев. 20 апреля 1113 г. Владимир Мономах во главе переяславской дружины вступил в Киев. Стремление защитить порядок в городе и стране, унять разгулявшуюся «чернь» оказалось у князя сильней других расчетов.
V. Владимир Мономах — великий князь.
О Владимире Мономахе рассказывают учащиеся, подготовившие индивидуальное опережающее задание по плану:
1. Личность Владимира Мономаха.
2. «Устав Владимира Всеволодовича».
3. 1116 г. — поход против половцев.
4. Владимир Мономах — первый реформатор.
5. «Поучение» Владимира Мономаха.
Изучение данного вопроса можно продолжить путем знакомства с отрывком из «Поучения» Владимира Мономаха, приведенным в учебнике на с. 78—79.
Учитель также может использовать полный текст «Поучения» Владимира Мономаха (этот же текст могут использовать учащиеся, готовящие сообщение о князе).
Дополнительный материал для учителя:
«ПОУЧЕНИЕ» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА ДЕТЯМ
(ПЕРЕСКАЗ А. Ю. КАРПОВА)
Дети мои, или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому она из детей моих будет люба, пусть примет ее в сердце свое — и не станет лениться, а будет трудиться.
Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеется, а так скажет: на дальнем пути да на санях сидя, пустого наговорил.
Взял я Псалтырь и в печали разогнул ее — и вот что открылось мне: «Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповаю на Бога, ибо я откроюсь Ему…» И полюбились мне слова эти.
Послушайте же, дети мои, от слабого моего ума наставление. Если не все примете, то хоть половину.
Прежде всего, Бога ради и души своей, страх Божий имейте в сердце своем и милость подавайте нескудную — это ведь начало всякому добру.
Поистине уразумейте, дети мои, как милостив Бог. Мы, люди, грешны, и если кто нам причинит зло, то мы хотим отомстить ему и поскорее кровь его пролить. А Господь наш терпит все прегрешения наши. Как добрый отец, любя дитя свое, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам, как тремя добрыми делами победить врага своего — дьявола, и от грехов избавиться, и Царствия Небесного не лишиться. Эти три дела — покаяние, слезы и милостыня. Бога ради, молю вас, дети мои: не ленитесь, не забывайте трех дел этих — не тяжки ведь они для нас.
Покайтесь в грехах своих — и в церкви стоя, и спать ложась. Если по силе вам — поклонитесь до земли, если занеможется — трижды поклонитесь. Не забывайте этого, не ленитесь: ведь эти поклоны вечерние и молитвы избавляют человека от того, что он нагрешил за день. И когда на коне едете и нет никакого дела у вас — если других молитв не умеете сказать, «Господи, помилуй» взывайте про себя беспрестанно, — эта молитва всех лучше! — нежели о пустом думать, ездя.
А главное: про убогих не забывайте. Сколько можете, кормите их и сироте милость подавайте. И не давайте сильному погубить человека.
Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его. Если даже и будет кто достоин смерти — не губите никакой души христианской.
Говоря что-нибудь, дурное или хорошее, не клянитесь Богом и не креститесь впустую — ибо нет в том никакой нужды. А если будете крест честной целовать на чем-нибудь, к братии своей или другому кому, — то, сердце проверив свое, на чем сможете устоять, на том и целуйте. И крестоцелования не нарушайте, чтобы не погубить через это душу свою.
Священников, епископов и игуменов почитайте и благословение от них с любовью принимайте. Больше же всего гордости не имейте в сердце своем и в уме: смертны мы — сегодня живы, а завтра нет. И в земле ничего не прячьте — это нам большой грех.
Старших почитайте как отца, а молодых — как братьев. В дому своем не ленитесь, но сами за всем следите, не полагайтесь на слуг, чтобы не посмеялись гости ваши ни над домом вашим, ни над обедом вашим.
И, на войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод. Ни питью, ни еде, ни спанью волю не давайте. Сторо́жу сами снаряжайте и ночью, расставив охрану со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано. Оружия второпях не снимайте, не оглядевшись, — внезапно ведь из-за лени человек погибает.
Лжи остерегайтесь, и пьянства, и греха — оттого ведь и душа погибает, и тело.
Куда ни пойдете походом по своим землям, не давайте отрокам, ни своим, ни чужим, вред причинять селам и посевам — чтобы не стали проклинать вас. Везде, куда ни идете и где ни остановитесь, накормите и напоите нищего. А больше всего гостя привечайте, откуда бы он к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол. Если не можете подарком одарить его, то хоть пищей и питьем. Ведь, идя путем своим, прославит он человека по всем землям или добрым, или злым.
Больного навестите, умершего в последний путь проводите — ведь все мы смертны. Ни единого человека не пропускайте, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой. А вот вам и конец всему: превыше всего страх Божий имейте.
Если начнете забывать слова эти, то почаще перечитывайте — и мне стыдно не будет, и вам — добро.
Что умеете хорошего, того не забывайте. А чего не умеете — тому учитесь. Как отец мой, дома сидя, пять языков знал — оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится.
Не ленитесь ни на что хорошее. И пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал блаженный отец мой и все добрые мужи достойные. На заутрени Богу хвалу воздайте и потом, увидев восход солнца, с радостью восславьте Бога.
Так хвалю я Бога и тогда, когда сажусь с дружиной своей совет держать, или суд вершить, или когда на охоту иду, или за данью, или спать ложусь.
А сон днем Богом установлен — по этому закону и зверь в полдень почивает, и птица, и человек.
А теперь, дети мои, поведаю вам труды мои — как трудился я в разъездах и на охотах с 13 лет…
А всего больших походов было 80 и 3, а меньших я и не упомню. А миров заключал с князьями Половецкими — 19, и при отце, и без отца. И много скота и одежды своей раздарил.
А из плена отпустил 100 князей Половецких. А еще 15 князей, молодых витязей Половецких, живыми в плен взяв, изрубил и в реку бросил. А всего перебил за это время почти 200 лучших воинов их.
А вот труды мои на охоте: 30 коней диких в лесах я живьем своими руками связывал — это не считая тех, которых я, по равнинам разъезжая, руками ловил. Два тура меня рогами метали вместе с конем. Олень меня бодал, вепрь с бедра у меня меч содрал, медведь у колена потник откусил, лютый зверь на меня вскочил и с конем вместе опрокинул. И Бог невредимым меня сохранил.
С коня падал много. Голову дважды себе разбивал, и руки и ноги повреждал в юности — не дорожа жизнью своею, головы не щадя.
Что надлежало делать отроку моему — все сам делал: и на войне, и на охоте, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. Ни на посадников не надеялся, ни на слуг — сам делал, что было надобно. И в дому своем весь распорядок сам устанавливал — и у ловчих, и у конюхов, и за соколами, и за ястребами сам смотрел.
Также и бедного смерда, и убогую вдовицу в обиду не давал. И за службой церковной сам присматривал.
Дети мои, или другой кто прочтет, не осуждайте меня — не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость Его за то, что Он меня, грешного и ничтожного, столько лет от смерти оберегал. И не ленивым меня создал, но на всякие человеческие дела годным.
Прочитав эту грамотку, поспешите на всякие добрые дела, славя Бога и святых Его. Смерти ведь, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, долг мужской исполняйте, как вам Бог пошлет. Вот ведь я — и от войны, и от зверя, и от воды, и от падения с коня невредим остался. Так и из вас никто не может пострадать или жизни лишиться, если не будет на то Божья воля. А если случится смерть от Бога, то ни отец, ни мать, ни братья не смогут вас отнять у нее.
И если хорошее дело — самому остеречься, то Божее сбережение лучше, чем человеческое.
Поделиться с друзьями: