+7 9049939604
konashkov.85@mail.ru
652449, Кемеровская область, Крапивинский район, пгт Зеленогорский, ул. Центральная, д.29
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ХI—ХII вв.
Сайт учителя истории МБОУ "Зеленогорская СОШ" Конашкова Р. В.

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ХI—ХII вв.

 Цель урока: определить место Русской православной церкви в системе Древнерусского государства; рассказать о развитии феодальных отношений в церковной среде; показать значение распространения христианской нравственности.

      Основные понятия: митрополит, епископ, архиепископ, епархия, священник, монастырь.

      Оборудование урока:

      1. Репродукции русских икон XI—XII вв.

      2. Настенная карта «Киевская Русь IX—XII вв.», условные обозначения для карты — монастыри.

      3. Таблички с терминами (см. ниже).

ХОД УРОКА

      Урок целесообразно начать с проведения повторительной беседы, сочетающейся с работой по плану в рабочей тетради (с. 15).

      Возможные вопросы для учащихся:

      1. В каком году произошло крещение Руси?

      2. Кем было введено христианство на Руси?

      3. Причины крещения Руси.

      4. Что такое двоеверие?

      5. В чем значение крещения Руси?

      6. Какую роль играла церковь в Древней Руси?

      План изучения нового материала:

      I. Церковная организация.

      II. Первый митрополит из русских Иларион.

      III. Киево-Печерский монастырь.

      I. Церковная организация.

      По первому вопросу учащиеся получают задание: по рассказу учителя составить схему «Церковная организация на Руси» в рабочей тетради — задание 1, с. 28.

      При этом учитель размещает на магнитной доске таблички с терминами в одну горизонтальную линию: патриарх — митрополит — епископ — епархия — архиепископ — священники.

Церковная организация

      После объяснения учителя один из учащихся оформляет схему на магнитной доске. Учитель исправляет, комментирует; учащиеся делают исправления в тетради. Учащимся предлагается вспомнить, как осуществлялось управление католической церковью в Западной Европе, и сравнить с управлением православной церковью на Руси.

      II. Первый митрополит из русских Иларион.

      По второму вопросу учитель организует комментированное чтение пункта 2 § 9.

      III. Киево-Печерский монастырь.

      Приступая к изучению этого вопроса, важно активизировать знания учащихся о средневековых монастырях в Западной Европе. Учащимся предлагается ответить на вопросы:

      1. Что такое монастыри? Кто такие монахи?

      2. Почему люди становились монахами?

      3. Что вы знаете о монастырях и монахах из истории средних веков?

      4. Почему многие монастыри становились богатейшими собственниками земли и зависимых крестьян?

      Затем учитель рассказывает о монастырях на Руси, размещая условные обозначения монастырей на настенной карте. В заключение можно заслушать заранее подготовленное сообщение ученика по теме «Киево-Печерский монастырь».

      Дополнительные материалы для учителя:

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
ОБ ОСНОВАНИИ АНТОНИЕМ 
КИЕВО-ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ
И О ФЕОДОСИИ ПЕЧЕРСКОМ
(ПЕРЕСКАЗ А. Ю. КАРПОВА)

      После того как великий князь Ярослав Владимирович поставил Иллариона митрополитом Киевским, осталась пещерка Иларионова пустою. В те времена жил один человек в городе Любече, по имени Антипа. По велению Божию отправился он в землю Греческую, на Афо́н, который назывался Святою Горою1. Обошел он монастыри, бывшие во множестве на Святой Горе, и захотелось ему принять на себя монашеский образ. Умолил он игумена2 одного из монастырей принять его и постричь в монахи. Игумен постриг его в монахи и нарек новым монашеским именем — Антоний. А затем, наставив его в жизни монашеской и благословив, послал обратно на Русскую землю, так сказав:

      — Возвращайся на Русь, и да будет на тебе благословение Святой Горы, потому что много черноризцев будет после тебя в земле Русской. Иди же с миром!

      Вернулся Антоний в Киев и начал обходить монастыри Киевские, ища, где бы ему поселиться. И не понравились ему те монастыри. Стал он ходить по лесам и по горам Киевским и пришел на холм, где была выкопана Иларионом пещерка. Полюбилось ему место это, вселился он в ту пещерку и начал жить в ней, вознося молитвы Богу. Вкушал Антоний лишь один хлеб, и то через день, и воды немного, и копал пещеру, не давая себе покоя ни днем, ни ночью. И так пребывал он в непрестанных трудах и молитвах.

      Прослышали добрые люди о святом Антонии и стали приходить к нему, принося что-нибудь из пищи и прося у него благословения себе. А когда умер Великий князь Ярослав Владимирович и начал княжить в Киеве сын его Изяслав, прославился святой Антоний во всей земле Русской. И приходил к нему князь Изяслав с дружиною, прося благословения и молитвы.

      И начали приходить к Антонию братия, и стал Антоний принимать и постригать их. А когда собралось двенадцать человек, выкопали братия3 большую пещеру — с церковью и с келиями4; они и поныне есть под древним монастырем Печерским. Антоний же сказал братии:

      — Вот, собрал вас здесь Бог, и есть на вас благословение, во-первых, от Бога, а во-вторых, от Святой Горы. Живите же сами по себе. Я же поставлю вам игумена, а сам хочу на другую гору идти и уединившись жить, как и прежде привык.

      И, сказав так, поставил он им игуменом Варлаама, а сам выкопал новую пещерку невдалеке, на горе, и стал жить в ней, пребывая в добродетели. И не выходил святой Антоний из пещеры той сорок лет, в ней и окончил жизнь свою. Лежат мощи его в той пещере и поныне.

      Когда же еще больше стало черноризцев, так что уже не помещались они в пещере, решились братия поставить монастырь на горе, над пещерою. Пришли братия к Антонию и стали просить у него благословения. Антоний с радостью дал им свое благословение, и построили братия сперва небольшую церковь над пещерой во имя Успения Пресвятой Богородицы. Затем братия послали одного из черноризцев к князю Изяславу с такими словами:

      — Княже! Увеличивает Бог число братий наших, а места у нас мало. Отдал бы ты нам гору ту, в которой выкопана пещера наша!

      Изяслав с радостью согласился. И заложили игумен и братия церковь великую, и монастырь огородили, и келии поставили. И с той поры стал монастырь прозываться Печерским — потому что ведь раньше жили монахи в пещере.

      Когда же создал князь Изяслав монастырь во имя святого Димитрия, перевел он Варлаама, игумена Печерского, игуменом в Дмитровский монастырь, желая сделать тот монастырь превыше Печерского. Но не богатствами монастырь славен: Антоний не имел ни золота, ни серебра, но достиг всего постом, и молитвами, и неустанными трудами.

      Оставшиеся же без игумена братия пошли к старцу Антонию просить поставить им нового настоятеля. Антоний спросил их:

      — Кого вы сами хотите?

      Братия отвечали:

      — Кого Бог изберет и ты.

      И сказал им тогда святой Антоний:

      — Кто достойнее из вас, чем Феодосий, послушливый, кроткий и смиренный? Да будет он вам игуменом!

      Братия с радостью поклонились старцу и избрали игуменом Феодосия. Был же Феодосий великий постник, жил в воздержании и молился непрестанно Богу со слезами. И начал он принимать чернецов, приходящих в монастырь, никому не отказывая. И вскоре собралась в монастыре братия, числом сто человек.

      И повелел Феодосий отыскать устав монастырской жизни. В то время пришел из Греческой земли на Русь монах Михаил из Греческого Студи́йского монастыря. И оказался у него с собой устав, заведенный в том монастыре. Повелел Феодосий переписать устав тот и установил его в монастыре своем. А от Печерского монастыря переняли Студийский устав и остальные монастыри Русские. Оттого и почитается монастырь Печерский старше всех прочих монастырей Русских.

      Имел Феодосий такой обычай. Когда наступало время Великого поста, покидал он монастырь Печерский. Перед уходом он, по обыкновению, целовал всю братию и поучал их о том, как проводить время постное в молитвах ночных и дневных, остерегаясь помыслов нечистых. Брал с собою Феодосий лишь немного хлебцев, шел в пещеру и затворял двери, присыпая их землею. И так проводил он все сорок дней Великого поста в воздержании и в молитвах, не разговаривая ни с кем. Если только была кому крайняя надобность, приходил тот к пещере и через малое оконце мог поговорить немного с Феодосием — и то лишь в воскресенье или в субботу, но не в другие дни. В пятницу же, накануне Лазаревой субботы, когда заканчивается сорокадневный пост, Феодосий возвращался обратно в монастырь. Придя, он целовал по обычаю братию и на другой день праздновал Вербное воскресение. А когда наступало Светлое Воскресение Христово, святая Пасха, праздновал Феодосий радостно сей великий праздник со всею братией.

      И вот, в лето 1073, когда праздновал так по обычаю святой Феодосий Светлое Воскресение Христово, впал он в тяжелую болезнь. По прошествии нескольких дней, к вечеру, повелел он отнести себя во двор монастырский. Братия вынесли его во двор и поставили напротив церкви. Феодосий повелел созвать всю братию. Один из чернецов ударил в било, и все собрались. Феодосий же сказал так:

      — Братия мои! Ныне ухожу от вас, ибо явил мне Господь во время поста в пещере, что покину я мир сей!

      И поставил он ученика своего Сте́фана игуменом Печерским, и благословил его, заповедав ему оберегать монастырь и строго соблюдать устав и весь порядок монастырский. После того взяли братия святого, отнесли обратно в келию и положили на постель. А на другой день пришел к Феодосию и князь Киевский (а княжил тогда в Киеве князь Святослав, сын Ярослава Мудрого) с сыном своим. И его просил святой Феодосий оберегать монастырь и заботиться о нем. И князь, поцеловав умирающего, обещал все исполнить.

      А когда уже совсем стал изнемогать Феодосий, вновь повелел он собрать братию и так сказал:

      — Знайте, братия мои, если по смерти моей буду я угоден Богу и примет меня Господь, то будет и монастырь строиться и расширяться. Если же по смерти моей оскудевать начнет монастырь, то, значит, не угодил я Богу.

      Братия в ответ плакали и так говорили ему:

      — Отче! Молись за нас. Знаем, что не оставит тебя Господь!

      И так провели братия возле него всю ночь.

      На следующий день — а было это 3 мая, во вторую субботу по Пасхе, на восьмой день болезни, в два часа дня — предал святой Феодосий душу свою в руки Божии. И плакали по нему все братия. И в тот же день, к вечеру, как и завещал святой Феодосий, взяли братия тело его и с почестями, со свечами и с песнопениями похоронили в пещере — той самой, где потрудился он.

      А по прошествии многих лет, в лето 1091, решили черноризцы Печерские, что негоже святому Феодосию лежать вне стен монастырских. И в 14-й день месяца августа с почетом перенесли мощи святого Феодосия в Печерскую церковь Успения Пресвятой Богородицы. И устроили великий праздник в тот день.