+7 9049939604
konashkov.85@mail.ru
652449, Кемеровская область, Крапивинский район, пгт Зеленогорский, ул. Центральная, д.29
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА. РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА.
Сайт учителя истории МБОУ "Зеленогорская СОШ" Конашкова Р. В.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА. РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА.

Цель урока: сформировать представление об основных внешнеполитических приоритетах России в начале XX в.: экспансионистские устремления на Дальнем Востоке (выход к незамерзающим морям Тихого океана) при сохранении мира и стабильности в Европе; раскрыть ход Русско-японской войны; выяснить причины поражения России в войне с Японией.

      Основные знания: миротворческая инициатива Николая II; решения международной конференции в Гааге; «большая азиатская программа»; вползание России в дальневосточный конфликт; основные события русско-японской войны, ее итоги, влияние на внутриполитическую ситуацию в стране.

      Основные понятия: агрессия; аннексия; гегемония; контрибуция; эскалация.

      Оборудование урока: карта «Русско-японская война 1904—1905 гг.»; рабочая тетрадь (вып.1, § 8—9); хрестоматия, таблица.

      Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно предложить отдельным учащимся выполнить задания 1, 4, 6 в рабочей тетради (вып. 1, с. 13—17), а также провести проверочное тестирование.

  1.

Характерными особенностями положения российского пролетариата в начале XX в. были (возможны несколько вариантов ответа):
а) высокая концентрация рабочих на промышленных предприятиях;
б) низкая продолжительность рабочего дня;
в) продуманная система социальных льгот и гарантий;
г) отсутствие элементарных гражданских прав;
д) «драконовская» система штрафов.

  2.

Укажите, какая категория населения являлась основным источником формирования пролетариата в России:
а) крестьяне; б) эмигранты из стран Востока; в) интеллигенция.

  3. 

Образуйте из приведенных ниже положений логические пары, связанные между собой как причина и следствие:
а) отсутствие рабочего законодательства;
б) высокая концентрация рабочей силы;
в) слабая техническая оснащенность предприятий;
г) массовое недовольство рабочих.

  4.

Продолжительность рабочего дня для взрослого мужчины на фабриках и заводах России в начале XX в. составляла:
а) 8 часов; б) 10 часов; в) 11,5 часа.

  5.

Отвечая отказом на требования рабочих снизить продолжительность рабочего дня, правительство ссылалось на:
а) наличие большого числа выходных дней в году, прежде всего религиозных праздников;
б) низкую производительность труда;
в) сложную международную обстановку.

  6.

Главными арендаторами земли в начале XX в. выступали:
а) крестьяне; б) представители буржуазии; в) помещики.

  7.

Большинство помещичьих хозяйств к началу XX в. так и не перешло на буржуазные рельсы, потому что:
а) это требовало больших капиталов, а их у помещиков не было;
б) у русских помещиков отсутствовали необходимые психологические установки;
в) в поземельных отношениях сохранялась полуфеодальная эксплуатация крестьян.

План изучения нового материала

      1. Внешняя политика Николая II в первый период его царствования. Гаагская международная конференция. 2. Дальневосточная политика. 3. Русско-японская война.

      1. Первый вопрос учитель излагает, используя в своем рассказе выдержки из ноты МИД России 12 августа 1898 г., помещенные в хрестоматии. Затем он предлагает учащимся выполнить задание 1 из рабочей тетради (вып. 1, с. 33).

      2. Раскрытие проблемы дальневосточной политики России целесообразно начать с повторения материала по новой истории: какие изменения произошли в Японии в результате реформ Мэйдзи; как изменилась внешняя политика Японии в этот период; какую политику проводили европейские государства в Китае; каково было участие России в разделе сфер влияния в Китае. Подводя итог ответам учащихся, учитель поясняет смысл российской дальневосточной политики, рассказывает о существовании в верхних эшелонах власти двух точек зрения на проблему экспансии России в этом регионе, раскрывает суть русско-японских противоречий. В рассказе можно использовать помещенный в хрестоматии отрывок из воспоминаний военного министра А. Н. Куропаткина (1898—1904) о причинах войны с Японией.

      При обсуждении вопроса о степени готовности России и Японии к военному столкновению учитель предлагает прочитать помещенный в хрестоматии документ «Петербург «устал» от войны более, чем армия» и ответить на следующие вопросы: каков был военный потенциал русской армии на Дальнем Востоке? С какими трудностями сталкивалась русская армия? В чем заключались просчеты и ошибки русского командования при оценке японского военного потенциала? Чем можно объяснить тот факт, что Япония была лучше подготовлена к войне?

      3. Учитель предлагает учащимся задание: в ходе изложения нового материала составьте краткий конспект по следующему плану (заранее готовится на доске).

      1. Причины войны.

      2. Характер войны.

      3. Основные события войны.

Дата Событие Итог и значение

      4. Итоги Русско-японской войны.

      В своем рассказе учитель может использовать отрывок из воспоминаний С. Ю. Витте об условиях заключения мирного договора между Россией и Японией, помещенный в учебнике.