+7 9049939604
konashkov.85@mail.ru
652449, Кемеровская область, Крапивинский район, пгт Зеленогорский, ул. Центральная, д.29
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА: СМЕНА ОРИЕНТИРОВ.
Сайт учителя истории МБОУ "Зеленогорская СОШ" Конашкова Р. В.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА: СМЕНА ОРИЕНТИРОВ.

Цель урока: усвоить причины и сущность изменения внешней политики СССР в 30-е гг.; проследить взаимосвязь внутренней и внешней политики советского руководства; оценить положение СССР в мире, в системе международных отношений.

      Основные знания: изменение ориентиров советской внешней политики после прихода к власти в Германии фашистов; роль Коминтерна в советской внешней политике; оказание помощи со стороны СССР республиканскому правительству Испании; дальневосточная политика СССР; Мюнхенское соглашение и формирование предпосылок для нового изменения внешнеполитической стратегии советского руководства.

      Основные понятия: геополитические интересы; имперская политика; Лига Наций; политика умиротворения; система коллективной безопасности; фашизм.

      Работа с исторической картой: уметь назвать и показать на карте «Международное положение и внешняя политика СССР (1921—1941 гг.)» формирование очагов военной опасности в мире; изменение границ в Европе в 30-е гг.; места основных военных конфликтов с участием СССР.

      Работа с историческими источниками: договор о взаимопомощи между СССР и Францией (1935 г.); договор о взаимопомощи между СССР и Чехословакией (1935 г.); материалы VII конгресса Коминтерна; отчетный доклад ЦК ВКП(б) XVIII съезду партии (1939 г.); воспоминания А. А. Громыко «Памятное» (М., 1986. — Т. 1. — С. 134—140); мемуары П. А. Судоплатова «Разведка и Кремль» (М., 1996. — С. 38—58) и др.

      Работа с материалами компьютерного учебника: CD-2.

      Основные даты: 1933 г. — приход Гитлера к власти в Германии; 1933 г. — одобрение партийным руководством ВКП(б) плана создания системы коллективной безопасности в Европе; 1934 г. — вступление СССР в Лигу Наций; 1935 г. — заключение СССР договоров о взаимной помощи с Францией и Чехословакией; 1935 г. — VII конгресс Коминтерна; 1938 г. — советско-японский вооруженный конфликт у озера Хасан.

      Проблемы для дискуссии. Определите основные геополитические интересы СССР в 30-е гг. Совпадали ли они с геополитическими интересами Российской империи в начале века? Зависят ли геополитические интересы страны от существующего в ней политического режима? Можно ли охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику сталинского руководства как имперскую?

      Для закрепления нового материала ученикам можно предложить заполнить таблицу «Основные направления внешней политики СССР»:

Сфера деятельности 1928—1933 гг. 1933—1938 гг.
По линии Коминтерна    
В отношениях с Германией    
В отношениях с Англией и Францией    
В отношениях с США    
В отношениях с Китаем    
В области торгово-экономического сотрудничества    
В отношении Лиги Наций    

      После заполнения таблицы ученики должны прокомментировать основные ее положения.

      Для текущего и итогового контроля могут быть предложены следующие вопросы и задания:

      Первый уровень. Какие факты свидетельствуют об укреплении международных позиций СССР в 30-е гг.? Почему США были вынуждены признать СССР в 1933 г.? Почему СССР вступил в Лигу Наций? Какую политику он там проводил? Какова роль и степень участия СССР в Гражданской войне в Испании?

      Второй уровень. Какие факторы обусловили «новый курс» советской дипломатии в 30-е гг.? Проследите за эволюцией тактической линии Коминтерна в 30-е гг. Сохранила ли коминтерновская линия во внешней политике СССР свою ведущую роль и в 30-е гг.? В чем особенность договора 1935 г. между СССР и Чехословакией? Какую роль сыграла эта особенность в последующем развитии международной ситуации? Как отразилось Мюнхенское соглашение на идее создания системы коллективной безопасности в Европе? Дайте характеристику основных направлений внешней политики СССР на Дальнем Востоке.

      Третий уровень. Как вы считаете, почему демократические державы Запада не поддержали Советский Союз в его борьбе за создание системы коллективной безопасности?