Цель урока: раскрыть роль тыла как одного из факторов победы советского народа над Германией; уяснить причины и сущность изменений в политике Советского государства по отношению к церкви в годы войны; уяснить источники, важнейшие особенности и формы народной войны в тылу врага.
Основные знания: сущность оккупационного режима; морально-психологическое состояние советского общества в годы войны; деятельность Православной церкви в годы войны; перестройка экономики на военный лад; вклад науки и художественной культуры в дело разгрома врага; методы борьбы с врагом партизан и подпольщиков.
Основные понятия: оккупационный режим; эвакуация; партизанская война.
Оборудование урока: рабочая тетрадь (вып. 2, § 32); хрестоматия; таблицы; карта «Тыл страны в годы войны».
Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно предложить отдельным учащимся выполнить задания 6, 7 (с. 67) в рабочей тетради (вып. 2), а также провести проверочное тестирование.
1. |
В чем заключалось значение битвы за Москву? |
|
2. |
В чем состоял стратегический замысел советского командования в летней кампании 1942 г.? |
|
3. |
Какие меры предусматривал изданный 28 июля 1942 г. приказ народного комиссара обороны СССР (возможны несколько вариантов ответа)? |
План изучения нового материала
1. Морально-психологическое состояние советского общества в годы войны. 2. Церковь в период Великой Отечественной войны. 3. Эвакуация. Жизнь и быт людей в тылу. 4. Наука и образование в годы войны. 5. Художественная культура. 6. Партизанская война в тылу врага.
1. Первый вопрос целесообразно начать с заслушивания подготовленного сообщения о сущности установленного фашистами оккупационного режима.
Раскрыть проблему морально-психологического состояния советского общества в годы войны можно, сочетая рассказ учителя с выполнением задания 1 (вып. 2, с. 51—52) в рабочей тетради и работой над документом «Из выступления И. В. Сталина 3 июля 1941 г.», помещенным в конце параграфа. Прочитав документ, учитель спрашивает: почему в своей речи по радио Сталин обратился к народу со словами: «Братья и сестры!»? Какой перелом во взаимоотношениях власти и общества отразило это обращение?
Можно также организовать обсуждение проблемного задания: что, на ваш взгляд, защищали советские люди в годы войны: Родину, социалистические завоевания, Сталина? Как бы вы объяснили широкое распространение на фронте лозунга «За Родину! За Сталина!»?
2. Начиная объяснение второго вопроса, учитель должен подчеркнуть, что в годы войны власть изменила и свое отношение к церкви. Далее учитель сочетает свой рассказ с выполнением задания 2 (вып. 2, с. 53) в рабочей тетради.
3. Раскрыв сущность понятия «эвакуация», учитель организует коллективное обсуждение задания 3 (вып. 2, с. 55) в рабочей тетради. Затем можно создать проблемную ситуацию: как вы думаете, какие факторы позволили Советскому Союзу в короткий срок перестроить экономику на военный лад? В заключение можно прослушать подготовленные дома сообщения о жизни людей в тылу. В дополнение к материалу учебника учитель может использовать данные, приведенные в работе М. С. Зимич «Будни военного лихолетья. 1941—1945» (М., 1994. — Вып. 1 и 2).
О карточной системе. Советское государство ввело нормированную продажу товаров по карточкам с дифференцированными нормами и условиями продажи для различных групп населения. 18 июля 1941 г. СНК СССР принял постановление ввести в Москве, Ленинграде, их пригородах карточки на хлеб, мясо, жиры, сахар и другие важнейшие продукты, а также на предметы первой необходимости (ткани, обувь, швейные изделия и др.). В конце октября карточная система продажи хлеба, сахара и кондитерских изделий вводилась во всех городах и рабочих поселках страны. В конце 1941 г. нормированное снабжение продуктами питания было организовано по всей стране...
Нормы снабжения в стране были дифференцированы по социально-производственному принципу. Преимущественным правом пользовались снабжавшиеся хлебом по карточкам первой категории работники отраслей народного хозяйства, имевших решающее значение в укреплении оборонной мощи государства. К ним относились рабочие, служащие и ИТР военной индустрии, угольной и нефтяной промышленности, вредных цехов черной и цветной металлургии и т. п. Учитывались также потребности таких групп населения, как дети, кормящие матери, инвалиды войны. По нормам снабжения все население делилось на 4 группы: рабочие и приравненные к ним лица; служащие и приравненные к ним лица; иждивенцы; дети до 12 лет включительно...
Установленные в начале войны нормы снабжения населения СССР
Категории населения | Хлеб, г на 1 человека в день | Сахар, кондитерские изделия, г на 1 человека в месяц |
||
1-я категория | 2-я категория | 1-я категория | 2-я категория | |
Рабочие Служащие Иждивенцы Дети до 12 лет |
800 500 400 400 |
600 400 400 400 |
800 400 600 600 |
600 600 400 400 |
Дифференцировались и нормы снабжения мясом, рыбой. Обычная месячная норма по рабочей карточке этими продуктами была следующей: мясо, рыба — 1,8 кг, жиры — 0,4 кг, крупа и макаронные изделия — 1,2 кг. Служащие, иждивенцы и дети получали меньше этих норм.
4. Четвертый вопрос учащиеся изучают самостоятельно, читая текст соответствующего раздела учебника и заполняя таблицу «Наука в годы Великой Отечественной войны»:
Фамилия ученого | Над какой проблемой работал |
Для закрепления изученного материала учитель дает задание: назовите лучшие образцы советского вооружения и военной техники и имена их создателей.
5. При освещении пятого вопроса желательно использовать компьютерный вариант учебника. Если подобной возможности нет, вопрос изучается путем сочетания рассказа учителя с выполнением задания 6 (вып. 2, с. 57) в рабочей тетради. Свой рассказ учитель может сопровождать работой с иллюстрациями, помещенными на вклейке учебника, а также использовать грамзаписи песен времен Великой Отечественной войны.
6. Изучение шестого вопроса можно организовать по типу мини-конференции с заслушиванием небольших выступлений учащихся.
В заключение урока целесообразно обсудить вопрос: каков вклад тружеников тыла в общее дело разгрома врага?
Поделиться с друзьями: